Kts23.ru

АЗС оборудование
0 просмотров
Рейтинг статьи
1 звезда2 звезды3 звезды4 звезды5 звезд
Загрузка...

Что и как называется в рисовании: разбираемся в терминологии

Что и как называется в рисовании: разбираемся в терминологии.

Начинающие художники нередко задают такие вопросы, на которые даже и не знаешь, что ответить, потому что в одно предложение заложено не одно, а 3-4 определения или целая теория искусства. Поэтому, наверное, я и начала вести здесь, на нашем сайте словарь художественных терминов , по возможности кратко и понятно, но сохраняя логическую суть и опираясь на серьёзную литературу, даётся ответ на вопрос — что это такое?

Но до словаря терминов тоже нужно дозреть, ведь всё начинается с простых рисунков на бумаге карандашом, с самостоятельных попыток нарисовать что-либо. Вот и получается, что такие вопросы, как: “а завтра будет натюрморт или живопись?” или “рисуем рисунок красками или карандашом?” случаются. Разбираемся постепенно.

1) Изобразительное искусство в целом подразделяется на ОСНОВНЫЕ ВИДЫ ИСКУССТВА.

а) Первый из них — это графика — то, что выполняется на бумаге или картоне графическими средствами — карандашом простым или цветным, ручкой, фломастером или маркером, мягким материалом (углём, мелом, пастелью) и т. д. Графика может быть цветной и чёрно-белой, оригинальной (рисунок), т. е. сделанной в одном экземпляре и печатной (тиражной), т. е. сделанной в нескольких экземплярах.
б) Второй вид искусства, тоже очень распространённый и понятный любому, — живопись — то, что рисуется красками (акварелью, гуашью, темперой, акрилом, маслом) на бумаге или холсте.

в) Архитектура (зодчество) — пространственная среда для жизни и деятельности человека.

г) Скульптура — трёхмерное изображение, может быть выполнено путём наращивания формы (лепка из глины, пластилина, воска и т.д.) и путём высекания (из мрамора, дерева, песчаника и т.д.), а также путём отливки (например, из бронзы). Бывает в виде рельефа, барельефа, горельефа и круглой (полнообъёмной).
д) Декоративно-прикладное искусство — изделия из разнообразных материалов, обладающие утилитарностью и художественностью одновременно (вышивка, кружевоплетение, резьба по дереву, камню и кости, художественная роспись, ювелирное искусство, гобелен и т.д.)
Каждый из видов искусства отличается своими чёткими характеристиками, но бывают и промежуточные, переходящие из вида в вид техники, например, акварель и пастель занимают промежуточное положение между живописью и графикой, а скульптура и ДПИ близко подходят друг к другу в искусстве керамической миниатюры.
Посмотрите на схему, и все сложные термины и их подразделения разложатся по полочкам.

2). Всё изобразительное искусство, вне зависимости от вида, классифицируется по ЖАНРАМ.
Основные жанры изобразительного искусства:

Читайте так же:
Рецепт цементной штукатурной смеси

а) портрет (изображение людей и лиц);

б) натюрморт (изображение предметов);

в) пейзаж (изображение природы);

г) абстракция (беспредметное искусство);

д) анималистический жанр (изображение животных);

е) сюжет (сценка с изображением нескольких взаимосвязанных фигур людей);

ж) обнажённая модель (изображение нагого тела);

з) смешанный жанр (синтез двух или нескольких жанров, например, фигура в пейзаже).

Жанры и виды могут сочетаться в любой вариации — например, скульптурный портрет или графическая абстракция. Не путайте! Виды и жанры искусства — это совершенно разные вещи. Каждый жанр подразделяется на поджанры изобразительного искусства, к примеру, сюжетная картина может быть выполнена в батальном жанре (эпизод битвы — А. Дейнека “Оборона Севастополя”), бытовом (сценка из повседневного быта — Г. Терборх “Бокал лимонада”), мифологическом (например, сюжет из древнегреческого мифа — Рафаэль “Триумф Галатеи”), историческом (изображено конкретное историческое событие В. Суриков “Переход Суворова через Альпы”), сказочно-былинном жанрах (соответственно, сюжет из былины В. Васнецов “Баян”), может представлять собой пастораль (пастушки в пейзаже, сентиментальный сюжет — Ф. Буше “Рыбачки”), аллегорию (когда фигуры людей олицетворяют человеческие качества, добродетели, стихии природы и т.д. — П. П. Рубенс “Союз Земли и Воды”), религиозную картину (например, сюжет из Библии — Г. Семирадский “Христос и самаритянка”) и т.д.

3).Изобразительное искусство бывает разных СТИЛЕЙ и НАПРАВЛЕНИЙ.
Всё это тоже не имеет никакого отношения к жанрам и видам — стиль или направление в искусстве — это совершенно самостоятельная, отдельная система.

Стили и направления тоже не одно и то же (если коротко, стиль понятие, общемирового распространения в единое время существования; направление — может существовать само по себе в отдельной географической точке или временном периоде или возникать очагово в разное время).

Основные стили в искусстве:

Основные направления в искусстве:

Объединяя всё вышеперечисленное, разберём конкретный хрестоматийный пример: картина Репина “Бурлаки на Волге”. Раз это картина, написанная масляными красками на холсте, значит представленный вид искусства — живопись. Изображена на картине многофигурная композиция, а именно, персонажи в своей привычной среде, соответственно, перед нами сюжетная картина, выполненная в бытовом жанре. Живопись в традиционной технике, цвета картины приближены к природным, фигуры написаны реалистично, по всем законам свето-теневой живописи. Если внимательно изучить особенности каждого стиля живописи, то можно с уверенностью сказать, что данное полотно представляет стиль реализм. Всё просто.

Читайте так же:
Рулонная штукатурка для стен

4). По назначению изобразительное искусство тоже подразделяется на отдельные группы и подгруппы. Чтобы не перегружать читателя информацией (статья всё-таки обзорная) остановлюсь только на живописи и графике, минуя остальные пластические виды искусства. Если нужно больше информации, или что-то конкретное, добро пожаловать в словарь художественных терминов (см. архитектура, скульптура, декоративно-прикладное искусство и другое).

Итак, живопись бывает:

— станковая (выполняется на мольберте — станке), имеет небольшой размер. Это традиционная картина (выставочная, интерьерная и т. д.);

монументальная (крупномасштабная живопись), выполняемая прямо на стене — фреска (по сырой штукатурке), сэкко (по сухой штукатурке), роспись (по грунтованной основе акриловыми или масляными красками, эмалями). Бывает разных видов стилей и направлений, например, “Тайная вечеря” Леонардо да Винчи

фреска, т.е. не картина, а монументальная живопись;

миниатюра (соответственно, произведение живописи малого размера), обычно это иллюстрация или миниатюрный портрет;

декоративная живопись (мозаика — выкладывается из цветных кусочков смальты, витраж — роспись по стеклу, сграфито — живопись в виде последовательно наложенных слоёв цветной штукатурки, майолика — живопись глазурями по керамике, разнообразные виды росписи предметов);

театральная живопись (декорации в театре).

Графика подразделяется на оригинальную (рисунок) и печатную (гравюра).

Подводя итоги, давайте ещё раз сведём всё вышесказанное воедино и закрепим конкретным примером. Итак, рассматриваемое произведение — Франсиско Гойя "Капричос" №1. Автопортрет. Разбор произведения:

1) Вид искусства — графика. Если конкретно, печатная (тиражная) графика, техника — офорт (гравюра на металле). Это первый лист серии из 80 гравюр, тираж каждой гравюры в 1799 году — 300 экземпляров (напечатанных с одной доски).

2) Жанр — портрет (подсказка уже в названии — автопортрет).

3) Стиль или направление. Гойя — один из основателей и яркий представитель направления романтизм (характерные особенности стиля: время — конец XVIII- начала — XIX вв (серия выполнена в 1797-1798 годах); свобода изобразительной трактовки, эмоциональность подачи изобразительного материала, связь с демократическим, национальным или революционным движением (что демонстрирует вся серия в целом).

4) Это станковая графика, то есть выполненная не в качестве иллюстрации, не как прикладное украшение, а для экспонирования в выставочном зале или музее и как предмет коллекционирования. Это подтверждает небольшой размер графических листов.

Как видите, для того, чтобы разобраться и проанализировать даже одно произведение искусства, даже на самом простом, условном уровне приходится много читать, изучать и сравнивать не только произведения искусства между собой, но и исторические эпохи, и биографии художников и ориентироваться в самых простых видах и жанрах изобразительного искусства (это как таблица умножения — один раз выучить, применить на практике — логически сопоставить теорию с конкретными произведениями искусства — и всё пойдёт по накатанной). Но, несмотря на кажущуюся сложность (а она, действительно, только кажущаяся), всё это очень интересно и увлекательно. Кроме того, понимание хотя бы элементарных теоретических основ изобразительной грамоты, стимулирует собственную творческую деятельность и задаёт вектор в самостоятельных занятиях живописью и графикой. А чтобы положить начало вашему исследованию теории искусства, я предложу вам разобрать конкретное произведение искусства самостоятельно, хотя бы по тому образцу, который я задала выше. Итак, попробуйте проанализировать с точки зрения вида искусства, жанра, стиля или направления и назначения произведения искусства картину "Богатыри" В. М. Васнецова. А свои размышления по этому поводу, обязательно напишите в комментариях. Давайте разбираться в искусстве вместе.

Читайте так же:
Силиконовая штукатурка для потолка

Если вам понравилась эта статья, сделайте следующее:

2. Поделитесь этим постом с друзьями в социальных сетях или своём блоге.

3. И конечно же, оставьте свой комментарий ниже 🙂

ОБ АВТОРЕ:

Екатерина Крюкова — художник-педагог во втором поколении, член Союза художников России, член Международной Федерации Искусств UNESCO, участник и лауреат многочисленных выставок в России и за рубежом. Подробнее >>>

Наоми Окамото: Суми-э — японская живопись тушью

Наоми Окамото - Суми-э - японская живопись тушью обложка книги 22 %

Аннотация к книге «Суми-э — японская живопись тушью»

О книге
Японская живопись тушью в новой интерпретации — в монохромном варианте или с добавлением акварельных красок. Оба способа позволяют создавать великолепные цветы, выразительные портреты животных и пейзажи с особой атмосферой и настроением.

Вы узнаете все необходимое о художественных принадлежностях и материалах и, прежде всего, о бумаге, — это основа хорошего результата. Описания практических приемов, методик и упражнений помогут вам создать картины, которые будут нести отпечаток вашей индивидуальности. Кроме того, вы получите ценнейшую возможность ознакомиться с историей суми-э и стоящей за этим искусством философией.

Техника работы кистью в этой книге показана шаг за шагом — от простейшего мазка до формирования сложных поверхностей — таким образом, читатель получает возможность, освоив классические образцы картин тушью, начать создавать собственные картины.

Оформление книги чрезвычайно удачно — настолько, что получаешь удовольствие, просто.

О книге
Японская живопись тушью в новой интерпретации — в монохромном варианте или с добавлением акварельных красок. Оба способа позволяют создавать великолепные цветы, выразительные портреты животных и пейзажи с особой атмосферой и настроением.

Вы узнаете все необходимое о художественных принадлежностях и материалах и, прежде всего, о бумаге, — это основа хорошего результата. Описания практических приемов, методик и упражнений помогут вам создать картины, которые будут нести отпечаток вашей индивидуальности. Кроме того, вы получите ценнейшую возможность ознакомиться с историей суми-э и стоящей за этим искусством философией.

Читайте так же:
Ротбанд штукатурка инструкция по применению ванная

Техника работы кистью в этой книге показана шаг за шагом — от простейшего мазка до формирования сложных поверхностей — таким образом, читатель получает возможность, освоив классические образцы картин тушью, начать создавать собственные картины.

Оформление книги чрезвычайно удачно — настолько, что получаешь удовольствие, просто рассматривая ее.

От автора
Два десятка лет прошли с тех пор, как моя первая книга «Японская живопись тушью для начинающих» (Japanische Tuschmalerei fur Einsteiger) появилась на рынке. Я тогда очень напряженно старалась разобраться в своем восприятии и понимании этого вида живописи.

И меня радует, что я могу вновь обратиться к ней, показать, как расширились мои представления, мои знания и опыт. За это время я успела лучше понять не только технические аспекты живописи, но и сам ее дух, неразрывно связанный с японской культурой и философией.

Приехав в Германию, я многого ждала от западной живописи, которой живо интересовалась с самого детства. Однако вскоре мне пришлось убедиться: мои японские представления о ней далеки от реальности. И в первую очередь меня ошеломило осознание того, что глубинная красота, столь важная и существенная для моей живописи и для японской культуры в целом, больше не пользуется спросом на западном рынке искусства.

Уже тогда за моей живописью стояла эстетика прекрасного. Я пыталась приблизиться к тайне Бытия через красоту. Теперь же мне пришлось взглянуть на свою живопись с западной точки зрения и попытаться понять, в чем причины и корни увиденных мной различий.

Меня всегда завораживала удивительная атмосфера и благоговейная тишина свободного пространства в живописи тушью и именно на нем я сосредоточилась, оказавшись вдали от Японии.

В то время мне посчастливилось изучать живопись тушью у японских и китайских мастеров, непревзойденных в этом искусстве. Если в Японии кто-то проходит обучение у мастера, он должен всегда писать в стиле своего наставника, даже двадцать лет спустя.

Читайте так же:
Самодельные маяки для штукатурки своими руками

Уже тогда, как и в наши дни, на Западе существовали стереотипные представления о Японии и ее культуре. Поскольку японская культура очень разнообразна, воспринимать ее в виде набора штампов проще, и многие люди по незнанию так и поступают — вынося суждения со всей категоричностью. Это вновь и вновь меня возмущает. Потому я стараюсь, наряду с живописью, как можно точнее, аутентичнее, глубже освещать настоящую японскую культуру.

Помимо прочего, традиционная живопись тушью тесно связана с литературой. Учитывая этот аспект, я включила в книгу несколько известных стихотворений, которые, как мне кажется, перекликаются с приведенными здесь картинами. Надеюсь, вы тоже сможете увидеть связь.

Собственно говоря, для учебника живописи это не характерно. Но поскольку мне хочется помочь вам понять японскую живопись и живопись тушью в целом, как явление искусства, я отважилась обратиться и к вашей душе. Ведь японская живопись выражает субъективное чувство, и в этом же заключается самая суть японской культуры. К тому же я верю, что вам будет проще понять чужое через знакомое: возможно, путем познания «графической» эстетики и спонтанного, экспрессивного характера живописи суми-э, с которой познакомит вас эта книга.

Итак, в своей книге я стараюсь объединить традиции и современность живописи тушью. Я твердо убеждена, что любой человек может овладеть этой техникой, и путь к мастерству доступен каждому, кто прочитает книгу с открытым сердцем.

Напоследок выскажу свою самую глубинную надежду: способность доверять своим чувствам, как и способность восхищаться красотой и виртуозностью живописи, в наше время еще не утрачены полностью.

Для кого эта книга
Для начинающих и практикующих художников. Для всех, кому интересна культура и искусство Японии.

Об авторе
Наоми Окамото — художник. В 1976 году переселилась из Японии в Мюнстер, где с тех пор живет и работает. Она изучала живопись, каллиграфию, эстетику, историю искусств и литературы в Токио и была ученицей знаменитых японских и китайских мастеров живописи тушью. Сегодня она работает в различных западных и восточных техниках. Её выставки с успехом проходят в Токио и Киото, а также во многих крупных городах Германии. Наоми преподавала на многочисленных курсах в Германии, Австрии и Швейцарии. Она опубликовала много книг о живописи тушью, некоторые из них — под псевдонимом Эми Акамацу (Emi Akamatsu).

голоса
Рейтинг статьи
Ссылка на основную публикацию
Adblock
detector