Kts23.ru

АЗС оборудование
0 просмотров
Рейтинг статьи
1 звезда2 звезды3 звезды4 звезды5 звезд
Загрузка...

Иконописцы нашего времени

Иконописцы нашего времени

Кто расписывает новые храмы? И старые, чьи стены лишились красок от времени и потрясений? И как сообразуется работа над росписями и иконами с нашей жизнью, в которой часто действуют законы отнюдь не христианские? Об этом — беседа обозревателя «Недели» Ирины Мак с Дмитрием Лазаревым и Константином Охотиным, художниками, работающими в церквях.

Язык росписей — не самый сложный»

вопрос: Должны ли церковные росписи отражать эпоху? Я поясню: скажем, в Угличе, в церкви Царевича Дмитрия на Крови — фривольные росписи XVIII века, с голыми телами, отражающими екатерининскую эпоху. Или: в Кельнском соборе есть росписи XX века.

Дмитрий Лазарев: Есть еще церковные росписи супрематистов. И росписи Васнецова во Владимирском соборе в Киеве. Что делает художник, расписывающий церковь? Отражает свое время, опираясь на канон. А канон — это Италия, это Византия. Передать свое время, опираясь на эту традицию, — основная задача серьезного художника. Когда есть преемственность поколений, это получается естественно: в эпоху Возрождения итальянцы часто изображали Христа в современных одеждах. Но если сейчас изобразить Христа в джинсах — не поймут. Потому что порвалась связь времен.

в: Как расписывают сегодня старые соборы — те, в которых были уничтожены росписи, где в советское время находились склады, тюрьмы?

Д. Л.: Как правило, смотрят, что в этих церквях было раньше. Есть организация по охране памятников, которая не даст сделать ничего другого.

Константин Охотин: Яркий пример — храм Христа Спасителя. Нам предлагали его расписывать. Многие наши однокурсники по Суриковскому институту участвовали в оформлении храма, но мы отказались, потому что там надо было просто повторить то, что было. А копировать неинтересно.

в: Неужели ни в каких старых храмах нет современных росписей — не скопированных или стилизованных, а принципиально новых?

К. О.: Есть, конечно. Полное воссоздание — один из вариантов. А бывает, что художнику дается полная свобода, и вместе со священником он решает, что будет изображено.

в: Обычному человеку, даже православному, часто непонятен язык росписей. Эту информацию надо уметь читать. Вы этому специально учились?

К. О.: Сейчас есть места, где это преподается, — например, в Свято-Тихоновском православном университете, на кафедре иконописи. Но, конечно, в Суриковском институте этого не было. И поверьте, научиться понимать этот язык — не самое сложное.

Д. Л.: Вообще, изначально росписи в церквях появились потому, что люди большей частью были неграмотные. Они видели: вот Страшный суд, вот Введение во храм. А канон нужен был для того, чтобы люди узнавали, что нарисовано.

«Во все, что делаешь, надо верить»

в: Художник, расписывающий церкви, должен быть православным?

К. О.: Что значит — быть православным?

в: Скажем, католики предложили иудею Марку Шагалу сделать витражи «Сотворение мира» для собора в Реймсе, а могут ли наши патриархи заказать иноверцу фреску для православного собора?

К. О.: Конечно, никто у нас документа о том, что мы православные, не требует. Но я думаю, во все, что бы ты ни делал, надо верить. Если не верить — не получится. А Шагал не изменял себе: его витражи были посвящены Сотворению мира — это Ветхий Завет.

Д. Л.: И у него, кстати, есть знаменитое Белое Распятие — холст с летящим Иисусом.

в: Меня всегда интересовало: как расписывают купол? Глядя снизу, это невозможно понять.

Д. Л.: Сначала делается макет купола или развертка, все проверяется. Потом ставят леса, перекрывают купол лесами полностью и ходят по ним как по полу. Шея потом болит.

в: Лежа расписывают?

К. О.: Нет, стоя — так удобнее. Но главная сложность росписи купола в том, что нельзя отойти подальше, посмотреть. Все перекрыто лесами.

Д. Л.: Зато ошибки, которые всегда заметны профессиональному глазу, стена позволяет делать. Стена не терпит только равнодушия. Если человек спокойно берет и красит, как забор, — это видно всегда.

в: Вы руководите росписями храма Покрова Богородицы в Жуковском. Я знаю, что это новый храм. Сколько человек участвует в росписи?

Д. Л.: Состав, конечно, менялся, но в среднем участвовало человек шесть-семь. Работа ведется уже полтора года и еще не окончена.

в: А можно ли роспись переделать?

Д. Л.: Переделать-то можно, но когда все изначально сделано правильно, не возникает сомнений. Ты эту линию не просто проводишь — ты ее чувствуешь.

в: Какой эпохе больше подражают современные росписи?

К. О.: Думаю, современная традиция еще появится — это вопрос времени, но сейчас все началось практически с нуля. Вылезает много подражаний Византии, древней русской живописи — Рублеву, Дионисию, академической живописи XVII—XVIII веков. В какой-то момент должен произойти синтез всех этих стилей.

в: Есть ли современные церковные росписи, достойные, по-вашему, внимания?

Д. Л.: Мне кажется интересным то, что сделали в храме Рождества Богородицы в Крылатском, — это старый храм, буквально восстановленный из руин. Его расписывала мастерская Никиты Нужного, и мы в этом тоже участвовали.

Читайте так же:
Сделать самим ремонт с декоративной штукатуркой

«Лучше расписывать церкви, чем особняки на Рублевке»

в: В церкви в Жуковском вы делали фрески?

К. О.: Нет. Фреска — роспись по сырой штукатурке, а здесь — по сухой, темперными акриловыми красками.

в: А фрески больше не делают?

Д. Л.: Делают, но это более трудоемкая техника. Хотя вот сейчас, когда восстанавливали в Оптиной Пустыни уничтоженный храм, делали фрески — мастерская профессора Максимова, из нашего института. Студенты на практике расписывали стены.

в: Но фреску же нельзя исправить.

Д. Л.: Ее можно дописать. Микеланджело дописывал фрески темперой, и многие так делали. А вообще, поработать в технике фрески очень интересно.

Д. Л.: Конечно. Чтобы расписать стену фреской, накладывается два-три слоя специальной извести и потом пишется за день какой-то один узелочек, назавтра к нему привязывается следующий или даже половина. Швы делают по границам фигур, чтобы было не видно. А потом стена уже ничего не принимает. Я видел старые итальянские фрески, где шов шел по границе кисти руки — на эту кисть мастеру потребовался день работы.

в: Есть разница в ощущениях, когда входите в старый храм или новый?

Д. Л.: Безусловно. Старая архитектура вызывает чувство благоговения. Надо понимать: не храм для художника, а художник для храма. Когда входишь в старую церковь — совсем другая мера ответственности. Храм даже не диктует — просто надо услышать, что он тебе хочет сказать. А художник — лишь средство передачи этого послания.

в: 200 лет назад храм расписывали дольше?

К. О.: Быстрее. Ремесло было на гораздо более высоком уровне.

в: Как уживаются в художнике необходимость зарабатывать на жизнь и потребность заниматься богоугодным делом? И кто заказывает роспись храма — церковь?

Д. Л.: Да, но деньги обычно дают спонсоры. Видите ли, если ставить себе цель заработать, то от этого дела надо уходить. Важны ли деньги? Несомненно. Но они не главное.

К. О.: Все храмы разные. Вот в Торопце, старинном городе в Тверской области, — в нем храм XVII века, открытый недавно. У нас там были прекрасные отношения со священником, работали почти бесплатно. Каждый случай интересен по-своему. А деньги. Сейчас строится много особняков, владельцы заказывают холсты, там крутятся огромные средства. Но я лучше буду за меньшие деньги расписывать церкви.

Д. Л.: Когда мы работали над проектом росписи храма в Жуковском, идеи были совсем другие. Роспись должна была занимать намного меньше места, мы утвердили бюджет. А потом стали переносить проект на стену и поняли, что стена требует другого. В итоге мы усложнили роспись во много раз, но, поскольку договаривались на конкретную сумму, не могли требовать большего. Нам увеличили сроки сдачи работы — и только. У нас на это ушло полтора года, и еще уйдет как минимум месяцев шесть. Но мы согласны: нам очень интересно то, что мы делаем. Это наша жизнь.

Какие иконы в России — самые древние?

Богоматерь Знамение (Новгород, Софийский собор)

Икона написана на Руси до 1169 года. Чудотворная новгородская икона. Самый ранний из сохранившихся списков был сделан в XIII веке.

Владимирская Богоматерь (Успенский собор в Москве)

Оригинал написан в Константинополе в начале XII века. Оттуда икона попала в Киев. Впервые упомянута в летописях в 1155 году, когда была помещена в Успенский собор во Владимире. В нем икона провела почти два века, пока в 1395-м, в канун нашествия на Русь войск Тамерлана, ее впервые не принесли в Москву для моления о спасении города. К 1480 году икона переселилась сюда окончательно. В XV-XVI веках Владимирскую Богоматерь полностью переписали. От первоначального византийского полотна сохранились только лики и фрагменты фона и одежд.

Икона-мощевик «Сошествие во Ад» (Москва, Кремль)

Византия, XII в. Сокращенный вариант традиционного «Сошествия во Ад». Написана на золотой пластине, на лицевой стороне серебряного ковчега-реликвария, предназначенного для ношения на шее.

Боголюбская Богоматерь (Владимир, Княгинин монастырь)

Написана на Руси в середине XII столетия под влиянием появившейся во Владимире иконы Владимирской Божией Матери.

Спас Ярое Око (Москва, Успенский собор)

Написана в Москве в 1340-х годах. Оплечная фигура Иисуса Христа, выдержанная в темной, традиционной для византийской живописи гамме. Однако глубокие морщины на лице и резкие складки на шее необычны для гладкой византийской манеры.

Золото «сажают» на водку

В школах иконописи не учат академическому рисунку и импрессионистскому мазку. В XX и XXI веках, после столетий перемен, художники снова вернулись к канонам, по которым во Владимиро-Суздальской Руси и в Константинополе иконы писали 8 веков назад. В тонкостях мастерства разбиралась корреспондент «Недели» Наталия Киеня.

Читайте так же:
Самая экологичная штукатурка для стен

Секрет красок и грунтов

Владимирская Богоматерь, что висит в Успенском соборе, — не оригинал. Чудотворную икону полностью переписали в XV-XVI веках. От первоначальной живописи, созданной на 3 века раньше в Византии, сохранились только лики и фрагменты одежд. Почтенный возраст, впрочем, не мешает им выглядеть почти такими же яркими, как и 9 веков назад. В чем секрет?

Сейчас в иконописи используют такие же краски, как и в XII веке, — природные минералы, или земли. Их сейчас покупают у геологов истолченными в порошок и привозят в мастерские в баночках и пакетиках с ярлычками внутри. Сухие пигменты растираются, или, правильнее сказать, творятся, пополам с эмульсией из яичного желтка и винного уксуса. Ее можно купить в магазине, а можно сделать самому.

«Густая эмульсия из натурального желтка лучше, — говорит Мария Глебова, преподаватель кафедры иконописи ПСТГУ (Православного Свято-Тихоновского гуманитарного университета). — Она обволакивает каждую частичку краски и «консервирует» ее. Пигменты так не теряют цвета».

Мы стоим около недописанного образа Преподобного Сергия, над которым сейчас работает Мария. На столике у мольберта с доской расставлены пустые пластиковые коробочки и мисочки для красок. В отдельное блюдце налит желток. Рядом, между пакетиками с сухой охрой, лежит еще одно, целое, яйцо.

Мария берет в руки блюдце с разведенной изумрудной краской и трогает тонкой кисточкой лик на иконе. «Я делаю прозелени, — объясняет она, не отрываясь от работы. — Так в иконописи называют тени на лике. А блики света называют пробела. На одежде их часто пишут не белилами, а другим цветом. Синим лазуритом, например. Чтобы создать чувство, что одежда светится, пробела на ней делают негативными — темнее основного тона. Чтобы написать лик, сначала кладут оливковый тон. Поверх него рисуют контуры черт, а после делают вохрение — пишут лик охрой — и кладут пробела. Так что основной, оливковый, тон полностью закрывается другими красками».

Чаще всего иконы пишут на липовых и кипарисовых досках. С обратной стороны к деревянной поверхности прибивают горизонтальные дубовые шпонки — чтобы потом из-за влажного воздуха или времени доску с иконой не начало «вести».

Подготовка поверхности — целое искусство. Древесину в два приема промазывают клеем, затем накладывают паволоку — пеньковую ткань-серпянку, пропитанную горячим клеем. Когда паволока готова, нужно нанести грунтовый слой — левкас, сделанный из смеси рыбного клея и мела. Только теперь на доске можно писать икону.

Искусственные материалы считаются дурным тоном. Акриловой краски, даже золотой, в мастерских не водится. Для позолоты в ход идет натуральное сусальное золото, у которого есть проба. Оно продается в форме тонких квадратных листов, собранных в книжку. Их «сажают» на водку или разведенный водой спирт. Спирт испаряется, и золото намертво пристает к поверхности.

Когда икона закончена, ее еще нужно покрыть олифой. «Правда, с олифой сейчас сложно, — говорит Мария. — Лен почти перестали растить».

Секрет обучения и мастерства

Формально икона относится и к станковому, и к монументальному искусству, но академическое художественное образование в иконописи иногда мешает. «Мы пользуемся обратной перспективой, которая разворачивает пространство на зрителя, — рассказывает Мария. — А в обычной живописи перспектива — прямая. Пропорции и угол поворота ликов тоже делаются по канону, а не по художественным нормам. Икона ведь не зеркало материальной жизни, а окно в другую часть мира. — Мария замолкает, подыскивая подходящее слово. — Горнюю».

Чтобы писать иконы, дипломированным живописцем быть не обязательно. Многие приходят к церковной живописи после Суриковского института и университета им. Строганова, но в мастерских можно найти девушек и юношей из православных семей, которые просто выбрали иконопись как вариант христианской профессии. Правда, художественную школу все же окончить надо — без этого в мастерской делать нечего.

Сейчас в России иконописцев учат в Троице-Сергиевой лавре, Православном Свято-Тихоновском гуманитарном университете и многих других мастерских. «А раньше начинали учиться в четыре года, — вздыхает Мария Глебова. — То есть в десять лет человек уже писал свою первую икону. А в нашем суетном мире гораздо сложнее. Если в 17 лет начнешь, только к 40 годам созреешь как художник».

Роспись стен в храме

Сейчас много способов обработки внутренней поверхности помещений, какой бы площади ни касалось – жилого помещения или специального назначения.

Внутреннее убранство Исаакиевского собора в Санкт-Петербурге

Расписать храм гораздо сложнее, чем любое другое здание или учреждение. Тут особая организация порядка, подход иной и цели использования рисунков. Следует придерживаться христианских традиций и знаний церковного вида живописи.

Подготовка и материалы

Наряду с внутренней подготовкой художника, заранее изучают стили церковной росписи. Как правило, чаще используется византийский и русский стиль фрески. Этим мастерством владеют редкие живописцы, понимающие нюансы церковного направления.

Читайте так же:
Смета огрунтовка по штукатурке

Предварительно нужно ознакомиться с тем, в каком состоянии находятся стены и потолки в храме.

Возможно предварительно нужно будет укрепить поверхность армирующей сеткой и специальным составом, заштукатурить все проблемные места и только после этого, оценив влажность в помещении, нанести грунтовку под покраску. Очень желательно, чтобы она была с противоплесневой добавкой.

Материалы нужно подбирать крайне тщательно, не скупясь, так как такая роспись должна служить десятилетиями в отличии от росписи стен в квартире. Здесь используют силикатные, акриловые художественные и масляные краски.

Роспись алтаря чаще всего производится масляными красками для придания максимальной естественности и эстетичности.

Как это происходит на практике

  • Священнослужитель выбирает мастера.
  • Специалисты приходят по месту требования, изучают общую обстановку и внутренний уклад помещения. Знакомятся с техническими данными прежних рисунков.
  • Далее мастера составляют план действий и знакомят с ними священнослужителя и старосту церкви – оговариваются сроки и смета, какую-то сумму необходимо собрать на краски и расходные материалы.
  • Чаще при росписи церковных помещений используются краски на силикатной и акриловой основе – с таким материалом легко работать, краски экологически чистые и не дают во внешнюю среду ядовитых паров. Готовое изделие покрывается лаком для защиты от разрушения.
  • Зачастую требуется установка массивных строительных лесов, проведение служб по время реставрации невозможно
  • Работы производятся долго, зачастую в сложных условиях с низкой освещенностью высоко под потолком, поэтому процесс движется очень медленно.
  • Кроме того уровень сложности данной живописи считается максимальным.
  • Периодически необходимо рисунки обновлять, поскольку краска со временем отслаивается.
  • Выбирается стиль росписи конкретных мест в храме и/или реставрация отдельных икон.
  • Иконы могут реставрироваться непосредственно в мастерской.
  • Далее работа движется согласно составленного договора, отдельные нюансы оговариваются по ходу деятельности мастеров.

На что обратить внимание?

Сделать роспись стен в храме – задача ответственная, сюда приходят люди за духовным обновлением, поэтому каждая мелочь в рисунках играет какую-то роль:

  • На куполах изображают Христа и Бога, в сводах – двунадесятые праздники.
  • Между окнами изображают пророков и апостолов.
  • Стены пронизаны библейскими сюжетами.
  • Важное место занимает иконостас, разделяющий алтарь, где священнослужитель ведет службу, и нас – там находится приход.
  • На иконостасе изображается Христос с Богородицей. По шаблону проводить эту часть помещения невозможно – только по индивидуальным расчетам. Для людей очень важно, как представлены важные библейские персоны. И от мастеров зависит, как будут восприняты рисунки прихожанами.
  • Учитывая особенности церковных помещений, необходимо применять не шаблонную, а ручную роспись, где прорабатывается каждая деталь отдельно и тщательно.
  • Основа грунтуется акриловым грунтом для минеральных поверхностей, после наносится сам рисунок интерьерной художественной краской на водной основе. В роспись вводится золочение сусальным золотом – в храмах почти все рисунки имеют такой подход. Могут использоваться также перламутровые краски и с металлическим оттенком.

Исходя из определения толкований Даля, фреска представляет собой в переводе из итальянского языка «свежая живопись». Раньше производилась только по сырой штукатурке, а аналогичная роспись «а секко» – по сухим стенам. И когда штукатурка высыхала, имеющаяся в составе известь высыхала, образуя тонкую пленку, что способствовало долговечности рисунка. Сейчас изображения производятся и на других поверхностях – даже на деревянных (например, при реставрации икон и иных храмовых принадлежностей).

Если брать во внимание храм, там подойдет только художественная ручная роспись – прорисовка отдельных деталей очень важна. И с технической стороны – необходимо подбирать краски разные по насыщенности и тонам и в основном используется старинная техника по сырой штукатурке, потому что она лучше и дольше держится.

Такие изображения держатся по 50-100 лет до следующей реставрации, поэтому подходить к процессу нужно очень основательно и тщательно.

  1. Роспись храма начинается от купола и барабана храма сверху вниз, спускаясь все ниже и ниже к церковному четверику.
  2. Далее идет алтаря храма, на хорах и под хорами.
  3. Расписывается притвор храма, вход, и нижние многофигурные композиции в четверике.
  4. Наконец, пишутся орнаменты в самом низу храма.

Важно лишь хорошо подготовить стены, учитывая прежнюю основу во внимание, возможно в отдельных участках полностью обновить. Новая штукатурка и грунтовка помогут наносимым рисункам держатся долго, не меняя качественных характеристик.

К кому обращаться

Самый важный нюанс- роспись подчиняется общей идее церковного помещения, выдерживается примерно в одной яркости, за исключением выделения важных персон храма.

С этими всеми задачами справятся профессиональные православные артели православных художников, которые работают с душой, имеют богатый опыт и соответствующие знания, ездят они как правило по всей стране, обновляя все новые и новые храмы.

  • Выбирая художников для росписи храма, обращайте внимание на их портфолио и аналогичные работы. Самое главное, какой духовный посыл будет вложен в изображения их творений.
  • Не стоит обращаться в обычные мастерские и дизайн-студии города, тут нужен совершенно другой уровень работы.

Мы не занимаемся подобными работами! Статья несет ознакомительный информационный характер.

Читайте так же:
Рецепт акриловой фасадной штукатурки

Чем расписывают храмы

Как расписывают православные храмы? В наши дни практикуется несколько технологий. Одни из них пришли из глубины веков, другие основаны на современных материалах.

Фреска по сырой штукатурке – самый традиционный метод, требующий от мастеров виртуозного искусства. Живопись создается минеральными красками на водной основе по стене, которая только что покрыта известковой штукатуркой. Секрет состоит в том, что роспись необходимо завершить за то время, пока сохнет штукатурка, то есть всего за несколько часов. Именно так работали Дионисий и Андрей Рублев. Расписать таким образом можно далеко не каждый храм: например, на бетонную стену известковая штукатурка и, соответственно, роспись по ней просто не ляжет. Впрочем, не стоит думать, что все древние фрески от начала до конца были написаны «по сырому». Роспись завершали уже по сухой стене темперными красками на яичной основе.

В трактате афонского иеромонаха и иконописца XVII века Дионисия Фурноаграфиота «Ерминия или Наставление в живописном искусстве» есть раздел «Какие краски употребляются для стенной живописи и какие не употребляются». Там сказано: «Иконные белила, ярь от меди, голубая краска (лахури), лак и арсеник не употребляются для стенной живописи, а прочие краски все употребляются. Однако о киновари надобно знать тебе, что если расписываешь наружную часть храма на таком месте, где дует ветер, то не клади ее, потому что она чернеет, а замени светло­коричневою краскою. Если же расписываешь внутренность храма, то прибавь к киновари немного стенных белил и константинопольской охры, и она не почернеет».

Позднее стенопись начали полностью выполнять яичной темперой. В XVIII столетии храмы стали расписывать масляными красками, но эта технология имела ряд недостатков, в частности – очень долгое время высыхания стенописи и способность к растрескиванию красочного слоя.

В наши дни широко распространена стенопись акриловыми красками. Такая роспись отличается яркими, сочными цветами и блестящей поверхностью. Многим эта эстетика очень нравится. К тому же, акриловая стенопись представляет собой пленку, которую при желании можно снять со стены. Акрилом в наши дни расписывают и храмы, и светские интерьеры. Метод широко распространен ввиду своей относительной дешевизны. Акриловая стенопись не трескается. Если есть желание сделать ее матовой, – поверхность по окончании росписи можно покрыть специальным лаком.

Роспись силикатными красками, созданными на основе жидкого калиевого стекла, сочетает в себе преимущества фрески и акрила. Поверхность получается бархатистой, цвета – нежными, скорее пастельными, нежели яркими. При этом силикатные краски не ограничивают художника во времени работы, а расписывать ими можно не только кирпичные, но и бетонные стены, а также стены из силикатного кирпича. Силикатные краски проникают глубоко внутрь стены, поэтому роспись получается очень стойкой. Такая живопись внешне напоминает древние фрески.

Со времен Византии до нас дошли великолепные росписи, украшенные золотыми фонами. Золото в церковном искусстве – метафора Нетварного Божественного Света. Стены покрывали настоящим сусальным золотом. Иногда золотили лишь небольшие фрагменты росписи: нимбы, ассист (блики света). В наши дни эта традиция переживает свое возрождение. Производители золота предлагают металл разных оттенков, что позволяет создавать выразительные художественные эффекты. Игра света на белом, желтом, цветном, червонном золоте выглядит поистине великолепно. В целях удешевления вместо натурального золота нередко используют краски, которые дают эффект золотого или серебряного блеска либо покрытия бронзой. Современные материалы дают возможность не только расписать храм, но и защитить стены от грибка и плесени. Для этого используются специальные добавки и пропитки. Увеличению прочности росписи, усилению сцепления краски со стеной служат грунтовки, которые накладываются под живопись. Силикатным краскам соответствует силикатная грунтовка, акриловым – акриловая. При необходимости стенопись покрывают защитными грязе­ и водоотталкивающими покрытиями. Наиболее распространены силикатные и акриловые лаки. Одним из самых высокотехнологичных является покрытие на основе наностекла, представляющее собой тончайшую невидимую сверхпрочную пленку.

Фрески Фреска ( от итал. affresco свежий ), a ффреско живопись по сырой штукатурке, одна из техник стенных росписей, противоположность а секко ( росписи. — презентация

Презентация на тему: » Фрески Фреска ( от итал. affresco свежий ), a ффреско живопись по сырой штукатурке, одна из техник стенных росписей, противоположность а секко ( росписи.» — Транскрипт:

2 Фреска ( от итал. affresco свежий ), a ффреско живопись по сырой штукатурке, одна из техник стенных росписей, противоположность а секко ( росписи по сухому ). При высыхании содержащаяся в штукатурке известь образует тонкую прозрачную кальциевую плёнку, делающую фреску долговечной. В настоящее время термином « фреска » могут называть любую стенную живопись, вне зависимости от её техники ( а секко, темпера, живопись масляными, акриловыми красками и т. д.).

3 История Точная дата появления фресок неизвестна, но уже в период Эгейской культуры (2- е тыс. до н. э.) фресковая живопись получила широкое распространение. Это была живопись красками, где в качестве связующего использовались клей или казеин, а сама техника была близка к « а секко ». Доступность исходных материалов ( известь, песок, окрашенные минералы ), относительная простота техники живописи, а также долговечность произведений обусловили большую популярность фресковых росписей в античном мире. В христианском искусстве фреска стала излюбленным способом украшения внутренних и ( реже ) внешних стен каменного храма. В Древней Руси техника стенной росписи в основном была смешанная живопись водными красками по сырой штукатурке дополнялась темперной — клеевой техникой ( фон, верхние прописки ) с различными связующими ( яйцо, животные и растительные клеи ). В Европе в эпоху Возрождения владение искусством стенной росписи стало одним из важнейших мерил мастерства художника. Именно тогда в Италии фресковая живопись достигла своего наивысшего развития.

Читайте так же:
Ротбанд кнауф штукатурка гипсовая оптом

4 Античная фреска В Древней Греции для отделки наружных и внутренних стен сооружений использовалась известковая штукатурка в несколько слоёв с выглаженной до блеска поверхностью. От греков римляне переняли обычай окрашивать стены по штукатурке, позднее появилась и стенная роспись по свежеуложенному раствору, которая называлась in udo («по сырому»). Известковая штукатурка наносилась в семь слоёв. Для предотвращения появления трещин в растворы вводилось небольшое количество воды, при нанесении слои уплотнялись. Крепость покрытия достигалась добавлением молока, толчёного кирпича, пемзы и, в редких случаях, пеньки, соломы. Так в стенных росписях Помпеи обнаружена пемза, причём не только в штукатурке, но и в красочных слоях, где она применялась в качестве белил. Нанесение штукатурки в несколько слоёв позволяло замедлить процесс её высыхания, и следовательно, увеличить время работы по сырой поверхности. В качестве связующего использовались животный клей, чистая известь и её смеси с казеином, яичным белком, клеем.

5 Византия Правила древней византийской фресковой живописи. Масштабность настенных росписей, выполняемых в Византии, требовала увеличения времени работы по свежему раствору. Уменьшилось до двух количество слоёв штукатурки, в раствор вместо толчёного мрамора вводились для нижних слоёв солома, для верхних лён или пакля, хорошо удерживавшие влагу. Избежать трещин помогало выдерживание гашёной извести для раствора некоторое количество времени на воздухе. Верхний слой штукатурки наносился сразу на всю площадь, подлежащую росписи. Самый ранний пример византийской фресковой живописи ( гг. н. э.) сохранился в римской церкви Санта Мария. Поверхность этой росписи была отполирована так же как и у древнеримских фресок, в дальнейшем византийские художники отказались от этого приёма

6 Древняя Р усь. Р оссия Первоначально древнерусские живописцы придерживались техники выполнения фресок, принятой в Византии. Штукатурка (левкас), нанесённая на стену, была пригодна для письма по сырому в течение нескольких дней. Это обстоятельство позволяло наносить раствор сразу на всю площадь, предназначавшуюся для росписи. Позднее рецептура левкаса изменилась.Известь для левкаса интенсивно промывалась водой для удаления гидрата окиси кальция (так называемой «емчуги»), который, выступая уже на готовой фреске, безвозвратно портил роспись. При такой обработке способность извести к закреплению красок снижалась, поэтому сокращалось время письма по сырому. Древнерусские стенные росписи всегда завершались по сухому красками, где связующими были либо яичный желток, либо растительные клеи. Более поздние росписи исполнялись уже полностью яичной темперой, с XVIII века заменённой совершенно неподходящими для стенной живописи масляными красками.

7 Итальянская фреска Итальянская роспись стен, как и всё изобразительное искусство, долгое время следовала византийским образцам, лишь в конце XIII она начала обретать самостоятельность. С начала XVI века почти не применяется пропись фрески по сухому темперой, с этого момента начинается период господства чистой фрески (buon fresco). В этой манере работали все художники Высокого Возрождения, в том числе Рафаэль, Микеланджело, а позднее Вазари, Тинторетто, Лука Джордано и Тьеполо. Конструктивные особенности зданий, возводимых в это время, привели к уменьшению толщины штукатурки, количество наносимых слоёв её сократилось с трёх до двух. Поверхность фресковых росписей становится матовой, шероховатой. Судя же по руководству, написанному Андреа Поццо, позднее поверхность штукатурного слоя специально зернили перед началом работы. В эпоху барокко становится популярным корпусное, пастозное письмо, а с XVIII века фреска выполняется не известковыми водорастворимыми, а казеиново-известковыми красками.

8 XVIII XIX в в. Казеиново — известковая живопись получила широкое распространение и за пределами Италии прежде всего в Германии и Испании. В этой технике работали Тьеполо ( частично ), Трогер, Гюнтер, Азам, Кноллер. Период господства этой техники закончился в начале XIX века.

9 Римская фреска, г. до н. э.

10 « Афинская школа » Рафаэля, Станца делла Сеньятура. Рим, Ватикан, гг.

11 Фрески Кносского дворца. Крит, Греция, конец XVII – начало XVI в. до н. э.

12 Святой Николай. Фреска Дионисия. Ферапонтов монастырь.

13 Исаак благословляет Иакова. Фрагмент фрески. Ассизи. Церковь Сан Франческо, верхняя церковь. Ок. 1295

14 « Оплакивание Христа » Джотто, Капелла дель Арена, Падуя, Италия, гг.

голоса
Рейтинг статьи
Ссылка на основную публикацию
Adblock
detector