Kts23.ru

АЗС оборудование
2 просмотров
Рейтинг статьи
1 звезда2 звезды3 звезды4 звезды5 звезд
Загрузка...

Дворцовые росписи — это реально

Дворцовые росписи — это реально!

Художественный уровень росписей жилищ человека рос вместе с развитием цивилизации. Вполне удачные попытки нанесения рисунков на стены своих домов можно встретить и у древних египтян, греков, римлян, славян и т.д. Большей частью эти росписи носили бытовой и религиозный характер, выражая точку зрения человека как на мир «лунный», где жили те, кто управлял им, так и «подлунный», близкий и понятный ему.

Современный человек имеет значительно больше возможностей расписывать свое жилье, так как ему заблагорассудиться. Изменилось общество, в котором стало на порядок больше свободы, усовершенствовались технологии, которые позволяют воплощать в жизнь самые, казалось бы, безумные поступки. В конце концов, за спиной сегодняшнего человека стоит огромная история росписи стен, на достижения которой он смело может опираться.

Потолочная дворцовая роспись Дворцовый стиль - роспись стен

За века культивирования человеком росписи стен сложилось несколько основных техник, с помощью которых, или на основе которых человек украшает стены домов. Расскажем об этом чуть подробнее.

Одной из наиболее популярных техник росписи стен является фреска (от итальянского fresco, буквально — свежий). В этом случае живописное и яркое полотно пишется по сырой штукатурке. При этом используются краски, растворенные в воде. Когда фреска высыхает, на ее поверхности образуется тонкая пленка, которая защищает ее от неблагоприятных воздействий и делает ее фактически долговечной.

Хотя фреска встречается уже среди находок, относящихся к Эгейской культуры, ее истинный расцвет приходится на эпоху европейского Ренессанса. В этот период художники, практиковавшие фресковую живопись, значительно усовершенствовали технологию ее создания. Они использовали многослойные шлифованные грунты в которую добавляли мраморную пыль.

Величайшие мастера фресковой живописи той поры нам хорошо известны – в Италии средних веко это Микеланджело и Рафаэль, на Руси – божественный Дионисий, расписавший стены Ферапонтова монастыря. Поэтому нет ничего удивительно, что фреска, соединившая в себе богатство красок, долговечность, масштаб и публичность изображения, легко вошла в христианскую культуру и заняла там очень достойное место, присутствуя как внутри христианских храмов, так и снаружи их.

А секко (от итальянского — a secco — по сухому) – это уже роспись по сухой штукатурке красками, которые растираются на растительном клее, яйце или смешиваются темперными, масляными или акриловыми красками с известью.

Буон фреска (от итальянского buon fresco — «чистая фреска») — фреска, которая пишется без примеси темперы.

Сграффито, или граффито (от итальянского sgraffito или grafrito, буквально — выцарапанный) — особая фресковая живопись, создаваемая с помощью довольно сложной технологии. При ее использовании стена, на которую должна быть нанесена фреска, сначала покрывается черным, а затем белым грунтом. В последнем из созданных слоев рисунки выскабливается до черного грунта.

Эту технику открыли еще древние греки, а благодаря прочности нанесенных с помощью ее нее рисунков, в Италии эпохи Возрождения сграффито очень широко применялись при украшении стен различных архитектурных сооружений.

Еще одна интересная техника — венецианская штукатурка. Ее отличает очень сложный состав, в который входит мраморная, гранитная пыль, а также гашеная известь и красители. К достоинствам венецианской штукатурки относится ее удивительная способность создавать очень реалистичные имитации текстур. Своим названием эта техника украшения интерьера обязана тем, что с ее помощью в Италии эпохи Возрождения и на Мальте украшали огромное количество дворцов, замков, соборов, домов общественного назначения.

Более того, покрытая воском венецианская штукатурка создает впечатляющий эффект глубины рисунка и полупрозрачности стен. Недаром с помощью нее художники эпохи Возрождения обогатили интерьеры зданий той поры великолепными художественными изображениями.

Художественная фреска

Мы выполняем:

Роспись стен от студии Dream

Определённым эпохам и художественным стилям присущи свои устойчивые комбинации цветов. Что даёт художникам-декораторам основание оперировать такими понятиями, как цвета итальянского Ренессанса, XVIII столетия, времён королевы Виктории и короля Эдварда, стиля арт-деко и пр.

Для итальянского Ренессанса характерно применение большого количества природных пигментов, используемых в технике фрески. Путём добавления в цвета спектра белой и чёрной краски художники создавали множество тонов и оттенков. Наиболее распространёнными были «земляные» краски — сырая и жжёная охра и умбра.

Роспись стен

Первая роспись стен датируется (35-10 тыс. лет до н.э.), когда появились основные виды изобразительных искусств. Памятники скульптуры, живописи, прикладного искусства в большом количестве найдены в Европе, в Южной Азии и Северной Африке. Особенно творчески себя проявил человек в росписи стен и потолков пещер, в глубинах подземных галерей и гротах.. У древних людей не было постоянного жилища. Им приходилось ютиться в пещерах и расщелинах скал. В борьбе с силами природы у людей выработалась основная тема искусства, в котором преобладали изображения диких животных, являющихся объектом охоты. Ранние росписи стен примитивны — это контурные изображения голов зверей на известняковых плитах, оттиски человеческой руки, обведенной по контуру краской, беспорядочные переплетения волнистых линий, продавленные в сырой глине пальцами руки. Позже в рисунках и живописи на стенах и потолках пещер появляется весь мир животных того времени. Фигуры животных наносились кремневым резцом по камню или краской по слою сырой глины на стенах пещер. В живописи использовались земляные краски, желтая и бурая охра, красно-желтый железняк, черный марганец и уголь, белая известь.

Читайте так же:
Силиконовая штукатурка с мраморной крошкой

В эпоху мезолита (10-6 тыс. лет до н.э.). Наступает важный этап в развитии первобытного искусства, в росписях впервые появились изображения человека, его деятельности, его взаимодействия с природой. Тематика росписей обогащается и новыми сюжетами (сбор плодов с деревьев, загон скота).

В конце 4 – начале 3 тыс. до н.э. возникли первые государства. К этому же времени относятся величайшие произведения древнеегипетского изобразительного искусства. До этого времени не . нигде и никогда не было создано столь грандиозных монументальных форм. Никогда еще человек и его жизнь не играли в искусстве такой важной роли, и тема человеческого труда не была так акцентирована. Египетские пирамиды, храмы с рельефами и росписями свидетельствовали о большой художественной одаренности одного из древнейших народов мира..

Одним из древнейших центров культуры был остров Крит.

Выполненные по сырой штукатурке росписи в виде фризов или панелей заполняли стены дворцов. В росписях стен изображали жизнь обитателей: ритуальные танцы, полуобнаженные женщины и юноши, животные, рыбы, птицы, яркие цветы . В росписях встречаются нарядные женщины с пышными прическами, украшенными жемчугом. В рисунках преобладали яркие краски: желтая, синяя, зеленая, красная. Однако общий характер Критской живописи сохранял декоративность и плоскостность.

В Древней Греции (конец 5 – 4 в. до н.э.) художественной задачей в росписи стен оставалось изображение человека, но все чаще обращались к таким сторонам быта, которые не укладывались в мифологические образы, характерные для Древнего Египта .В связи со сложностями передачи чувств и эмоций в настенных росписях все большее место заняла узорчатая орнаментальность, героические мотивы сменялись лирическими.

С перенесением акцента на интерьер и появлением парадных комнат в римских домах на основе греческой традиции разрабатывается система высокохудожественных настенных росписей. Помпейские росписи знакомят с основными чертами античной фрески. Римляне применяли росписи также для украшения фасадов, используя их как вывески торговых помещений или ремесленных мастерских.

В средние века формировались новые принципы синтеза искусств.Впервые объединяются духовное содержание с декоративностью. В этот период большое развитие получает именно церковная живопись.

Русские художники-иконописцы средних веков внесли огромный вклад в историю развития фресковой живописи. Ярким примером служат сохранившиеся до наших дней роспись стен храма Ферапонтова монастыря, выполненные Дионисием. Во Владимире – росписи стен Андрея Рублева, а так же росписи древнего Новгорода, Ярославля, Ростова Великого. В технике фрески созданы самые значительные и выдающиеся красивые росписи стен

По сравнению с эпохой Возрождения искусство 17 века сложнее, противоречивее в содержании и художественных формах. Но образ человека остается по-прежнему в центре внимания. С усилением католицизма и феодальной реакции связано формирование стиля барокко, одним из главных центров которого становится Рим. Живописцы делают роспись потолков плафонов многочисленных церквей и дворцов композициями на религиозные и мифологические сюжеты, которые создают иллюзию необъятного пространства. Сложнейшие ракурсы, движения фигур, перспективные построения исполнены с виртуозным мастерством.

Искусство 18 века характеризуется видоизменением поздних форм барокко в декоративный стиль рококо. В Италии в связи с проведенными раскопками засыпанных при извержении Везувия античных городов Помпеи и Геркуланума вновь нарастает интерес в античной культуре. Рим становится одним из центров не только итальянской, но и европейской художественной жизни. Неравномерно развивались различные области культуры в 19 веке. Высочайших вершин достигает мировая литература, что касается росписи стен, то после подъема, определившего стиль ампир, этот вид искусства переживает кризис. Происходит распад монументальных форм и наиболее полное развитие получает станковая живопись.

В 20-м веке в связи с многочисленными революциями и войнами искусство переживает глубокий упадок. Современная роспись стен зарождается в 20-30-е годы параллельно в Советском Союзе и в Мексике.

В СССР монументальная живопись возродилась в 20-х годах.

Читайте так же:
Сколько сохнет гипсовая штукатурка перед шпаклевкой

В настоящее время роспись стен не потеряла своей актуальности. Расписывается большое число храмов, общественных объектов. Роспись плотно вошла в частный интерьер.

Техника настенной живописи

С названием фрески мы встречаемся впервые только в конце 14 века, хотя техника фрески была известна и в древности и в средние века. В Россию термин «фреска» пришел из Италии не ранее 18 века.

Классическим типом грунта для настенной живописи можно считать известковую штукатурку. Очень важно ,что штукатурка действительно должна быть мокрой, свежей, чтобы произошел процесс соединения. Чем дольше сохнет штукатурка, тем прочнее связываются краски. Поэтому важно, чтобы грунт фрески, штукатурка и стена по возможности дольше задерживали воду и лишь медленно передавали ее на поверхность.

В наше время появились новые технологии, которые позволяют значительно сократить время подготовки стены и при этом не теряется качество живописи. В настоящее время настенные росписи в технике фрески если и выполняются, то технология ведения работ, и особенно с грунтами, сведена к минимуму. Современные художники пользуются техникой росписи стен по сухой штукатурке.

Наша мастерская Аксоль совместно с мастерской Махаре выполнила настенную роспись 3d рельефами в ресторане «Бакинская улица».

По вопросам росписи стен обращайтесь по телефонам: 8-920-065-19-14, 8-961-635-89-76

Значение фрески в интерьере храма

Искусством создания фресок сегодня владеют сравнительно немногие художники, это мастерство было более популярно в эпоху раннего Возрождения. А сама техника росписи по сырой штукатурке появилась несколько тысячелетий назад.

Храмовые росписи с давних времен обеспечивали гармоничность мировосприятия, причем лики и фигуры на фресках, как правило, были неразрывно связаны с исторической и бытовой средой своего времени. Храмы того периода расписывали великие художники – Микеланджело, Джотто ди Бондоне, Рафаэль, Сандро Боттичелли и многие другие.

Фреска и икона – в чем разница?

Для неподготовленного человека разница между фреской и иконой несущественна, но на самом деле между этими двумя элементами убранства имеются значительные отличия. Икона – это сравнительно автономный образ, с которым молящиеся вступают в непосредственное общение. Она не привязана к тому или иному храму, ее могут перевозить с места на место.

И, конечно, икон в храме может быть лишь какое-то конечное количество. А фрески покрывают полностью все храмовые стены, так что куда бы ни падал взор, мы обязательно увидим лик кого-либо из святых угодников.

Фреска, в отличие от иконы, неразрывно связана с конкретным храмом. Византийские и славянские фрески композиционно и тематически строго согласованы с архитектурным обликом храма, ведь каждое из зданий имеет в определенной степени уникальную форму. Для каждого святилища священнослужители выбирают особое место, которое соответствует определенным канонам и правилам. Кроме того, здание должно наилучшим образом гармонировать с окружающим ландшафтом, поэтому архитектурный облик каждого храма поистине уникален.

Внутреннее храмовое пространство неразрывно связано с его внешними формами. К примеру, если здание имеет полукруглые стены, фрески будут размещаться по иному принципу, нежели в храме с прямоугольными внутренними помещениями. Да и тематика изображений в этих двух случаях может быть совершенно разной.

Фрески не нацелены на прямой контакт с людьми, которые пришли в храм. Их главная задача состоит в создании эффекта присутствия изображенных лиц. В храме, расписанном фресками или украшенном мозаикой, вы как будто попадаете прямо в небесное пространство. Собственно, весь храм являет собой целостный образ Небесного царства.

Вверху находится лик Иисуса Христа, а ниже обычно помещают святых апостолов и угодников Божиих, получивших особую благодать от Господа. На уровне человеческого роста расположены изображения местночтимых святых, канонизированных для почитания в данной конкретной епархии. Их лики напоминают прихожанам, что царство Божие достижимо для каждого из верующих. Важным элементом храмовой росписи является оформление сводов, здесь обычно изображаются херувимы и серафимы, а также медальоны с ангелами.

Конечно, молиться мы привыкли именно перед иконами. Довольно сложно представить себе вознесение молитвы у фрески. Однако храмовые росписи и не предназначены для этого: они выполняют функцию формирования мистического пространства храма, которое глубоко воздействует как на духовное, так и физическое состояние каждого человека, вошедшего в храм. Фрески как бы разговаривают с каждым из прихожан от имени святилища, вот почему византийская храмовая архитектура изначально подразумевает наличие храмовых росписей.

Фрески в православной культуре

Многие искусствоведы пытаются классифицировать цветовое решение фресок в соответствии с общепринятыми стандартами. К примеру, принято считать, что красные оттенки символизируют кровь, а зеленые – возрождение. С этим сложно спорить, но все же цветовые метафоры более применимы к сравнительно простым изображениям, а попытка применить их к фрескам, как правило, наталкивается на высокую сложность стеновых росписей.

Читайте так же:
Самая прочная штукатурка для внутренних работ

Тенденция к всеобщей классификации во многом обедняет истинное значение храмовых росписей, поэтому следует пытаться понять общий смысл изображения и цветового решения, а не пытаться расшифровать зрительные образы «дословно». Ведь отдельные фрагменты, вырванные из общего окружения, в значительной степени теряют свой смысл и силу воздействия.

Фрески каждого храма подчинены строгому ритму и представляют собой целостный ансамбль, привязанный к реальной архитектурно-пространственной среде. Они поражают своей цельностью, при этом колористическое решение подчеркивает нематериальность изображения. Роспись купола ни в коем случае не должна давить на человека, она делается легкой и воздушной. Поэтому ключевым фоновым цветом обычно является лазурно-голубой – этот оттенок синонимичен Небесному свету.

Общее цветовое решение фресок создает в храме особый мир – нарядный, радостный и торжественный. Храмовые росписи мгновенно ослепляют и покоряют каждого вошедшего, подготавливая к общению с Господом. Композиции на стенах всегда четко уравновешены, характеризуются четкой завершенностью и покоряют плавностью линий. В богатой колористической гамме росписи православных храмов переплетаются самые разные оттенки – зеленые, золотисто-желтые, белые, серебристо-серые, розоватые, коричневые и, конечно же, небесно-голубые.

Огромная роль в восприятии фресок принадлежит освещению. В утренние часы солнечные лучи заставляю «гореть» желтые, пурпурные и розовые оттенки. А в пасмурную погоду на первый план в восприятии росписей выходят спокойные синие и белые цвета.

Фресковое искусство сегодня

В средние века русские стенописцы были настоящими профессиональными художниками, которые широко использовали в своем творчестве разнообразные технические приемы и средства живописи. Достаточно вспомнить храмовые росписи Дионисия или фрески Рублева. Лики и фигуры святых кажутся сотканными из воздуха, подчеркивая идею бесплотности угодников Божиих.

А вот в наши дни искусство храмовых росписей во многом утрачено. Это связано в основном с тем, что создание фресок требует от мастера тщательной и разноплановой подготовки, а профессионалов в этом искусстве сегодня немного. Техника фрески очень трудна для начинающих, поскольку при росписи по сырой штукатурке нельзя вносить изменения, а также сложно судить о колористических оттенках. Ведь после высыхания цвет красок изменяется. Понимание подобных нюансов приходит только с опытом.

Но радует то, что строительство храмов ширится, и все чаще их стены стремятся украсить росписями. И это дает надежду, что утраченное искусство непременно возродится.

Фрески — роспись стен и потолков

Роспись стен в технике фрески — трудоемкий, но в то же время увлекательный процесс.

Роспись стен Екатеринбург

Истинная фреска предполагает роспись стен и потолков чистыми пигментами по сырой штукатурке, по мере отвердения которой на пигменте образуется кристаллический слой, задерживающий его на декорируемой поверхности. Именно этот защитный слой придает фреске матовость и защищает от атмосферного воздействия.

Процесс подготовки — растирания — краски для работы в технике фрески. Все мы помним роспись стен знаменитой пещеры Ласко во Франции, которая носила культовый и религиозный характер. Сегодня крайне затруднительно точно установить причину, которая побудила древних художников нарисовать эти красивые, зачастую высоко реалистичные изображения животных. Тем не менее, можно утверждать со стопроцентной уверенностью: разрисовывая цветными мелками, углем и окрашенной землей сырую известковую стену, они не догадывались, что создают в этот момент первые фрески, которые позднее будут датированы людьми как самые ранние из известных человечеству. Если верна гипотеза о том, что наскальные изображения служили средством добиться определенного уровня влияния в племени, неким сверхъестественным способом воздействия на земную жизнь, тогда, возможно, роспись на стенах пещеры Ласко можно считать и первыми дошедшими до нас иконами. Бесспорно одно: этот «музей пещерных изобразительных искусств», возраст которого насчитывает около 30 тысяч лет, без сомнения доказывает, что настенную живопись в виде росписи стен следует по праву считать проматерью всей современной живописи в целом.

Роспись стен являются неотъемлемой частью как восточного, так и западного искусства уже, как минимум, на протяжении четырех тысяч лет. Хотя до нас дошло не так уж много образцов настенной фрески, известно, что древние греки достигли в этом виде искусства — и в частности, в технике истинной фрески — небывалого мастерства. Наверное, лучшим свидетельством этому служат остатки минойской цивилизации, сохранившиеся на островах Крит и Фира (Санторини). Легендарный Кносский дворец, реконструированный на Крите, дает сегодня представление о том, каким красочным, непосредственным и выразительным было искусство минойцев.

Читайте так же:
Серые стены под штукатурку

Найденные на Крите артефакты доказывают: фрески не были уделом только привилегированного меньшинства и знати, следы росписи были обнаружены и на обломках стен обычных городских жилых зданий. Греческие декоративно-художественные приемы прижились и получили дальнейшее развитие в Древнем Риме. Со временем теория и практика росписи стен эволюционировали: римляне дали названия техникам и пигментам, некоторыми из которых мы пользуемся до сих пор. Например, синопия (от итал. sinopia — темно красный кварц, красная охра) — сегодня так называется вспомогательный рисунок, нанесенный под фреску на первый слой штукатурки красно-коричневым минеральным красителем, который в добывался из глины близ г.Синопа на южном берегу Черного моря.

В Помпеях и Геркулануме, «случайно» сохраненных для нас слоями вулканического пепла, мы можем увидеть, что фреска в интерьере имела не только декоративное, но и практическое назначение: художественный прием «trompe l’oeil» (в пер. с франц. — обман зрения), суть которого заключается в изображении иллюзорных перспективных видов — уличных пейзажей, активно двигающихся людей, обманных дверей и окон, помогал бороться с клаустрофобией в замкнутом пространстве лишенных окон комнат каменных римских жилищ. И здесь, также как и в доисторические времена, искусство снова выполняет культовую функцию: изображение богов и ритуалов поклонения богам носило не только декоративный, но и дидактический характер. В некоторых домах на стенах были обнаружены несколько слоев гипсовой штукатурки, нанесенные один поверх другого. Это может означать, что роспись стен периодически менялась, практически также часто, как наши современные обои.

Традиция фресковой живописи Древнего Египта отличалась от греко-римской: в Египте было принято расписывать стены по сухой штукатурке. Этот способ позднее получил название секко, асекко или альсекко (от итал. al secco — по сухому). Краски для росписи стен растирались на смоле, растительном клее, яйце, казеине (клей, полученный из сухого молока) или смешивались с известью. В отличие от росписи стен по сырой штукатурке, техника al secco не была столь долговечной. Исключение составляли только краски, замешанные на казеиновом клее. Дошедшие до нас шедевры очень хрупки, некоторые росписи могут быть практически сдуты с поверхности, как пыль, самым легчайшим дуновением ветра или дыханием человека. Так называемые римские катакомбы, получившие свое название по названию христианского кладбища близ Рима Coemeterium ad catacumbas (лат. coemeterium — покои, греч. katakymbos — углубление), никогда на самом деле не служили в качестве укрытий для преследуемых христиан и не были местом тайных богослужений.

Роспись стен, обнаруженная в катакомбах, представляет собой простое изложение библейских сюжетов, пафос которых считался соответствующим соседству с мертвыми: воскрешение Лазаря, Иона во чреве рыбы. Христиане не были первыми, кто стал украшать места захоронений; в этом их можно считать продолжателями традиции римлян. Римская живопись дошла в своем развитии до такого уровня искушенности, что вершиной художественного мастерства стали считать простой мазок кисти: умение передать целый сюжет при помощи минимального количества мазков и сегодня признается очень актуальной концепцией в искусстве. Неопытному глазу и художникам-копиистам будущего такое искусство могло показаться топорным и нескладным. Позднее, когда культура ранних цивилизаций была утрачена, новые художники, казалось, приняли эти простые, по-детски наивные изображения за точку отсчета в своем творчестве. Реализм и перспектива ушли из изобразительного искусства.

Кризис Римской католической церкви и ее последующий раскол помогли сохранить художественные традиции Римской империи и, можно сказать, спасли от забвения технику буон фреско. В отрезанной от развивающегося западного искусства ортодоксальной культуре Восточной Римской империи роспись стен служила символом приверженности подлинным религиозным догматам, то есть греко-римскому мировоззрению, сочетавшему в себе принципы христианства с традициями языческого эллинизма. После захвата Константинополя крестоносцами в 1204 году художники, нанятые церковью, вынуждены были искать себе другую работу. Известно, что авторы убранства церкви Богородицы православного монастыря в Студенице (Сербия), пришли именно из Константинополя. К сожалению, византийские монастыри разделили печальную участь строивших их людей, попав по жернова этого драматического периода мировой истории, поэтому в первозданном виде до наших дней дошла только предположительно пятая часть всех фресок.

Огромный объем проделанных реставрационных работ позволил извлечь оригинальные фрески XIII века, скрытые под боле поздним слоем фресковой живописи, датируемой XVI веком. На западной стороне комплекса, была обнаружена колокольня, возведённая в XIII веке. Раньше, внутри её была часовня, но сейчас могут быть видны только остатки фресок, написанных приблизительно на четверть века позже фресок церкви Богородицы. В них уже не чувствуется влияние греческой школы, и это свидетельствует, что к концу XIII века сербское искусство утратило связь с античным миром, и преемственность культур была нарушена. Византийское искусство стало жить собственной жизнью. На Балканах элементы византийского стиля сохраняются вплоть до XIX века. Однако в России, начиная с XV века, роспись стен постепенно стилистически сближается с иконописью. Изображение большего количества фигур и аксессуаров, более изысканная манера письма, использование лепнины и внимание к тонким деталям, свойственное миниатюре — все это увеличивало трудоемкость и времязатратность процесса и, в конечном итоге, привело к тому, что от техники buon fresco русским мастерам пришлось перейти к технике secco fresco. В России в качестве связующего для краски использовали яйца, пшеничный крахмал и осетровый (рыбный) клей.

Читайте так же:
Ротбанд финиш для штукатурки

В средние века фрески время от времени писались в технике fresco buono, и это считалось вполне нормальным. Тем не менее, большинство дошедших до нас письменных источников того времени описывают методы росписи стен по сухой штукатурке. Скорее всего, это объясняется тем, что техника росписи по сухой штукатурке тогда считалась новой, неизвестной технологией, и поэтому заслуживала того, чтобы ее в подробностях зафиксировали на бумаге. В средневековье обычной практикой среди художников было пользование своеобразными иконописными справочниками-каталогами (pattern book), поэтому мотивы декоративного убранства многих церквей того периода очень схожи между собой. Темы-шаблоны, предлагаемые такими каталогами, расценивались средневековыми и готическим мастерами как «рыба», а они уж вольны были интерпретировать их по-своему. В конце XVII веке приобретает популярность новая изобретенная в Италии разновидность фрески — казеино-известковая. Роспись стен выполнялась по двухслойному известковому грунту в тот момент, когда нижний слой грунта (арричиато) уже отвердел, а верхний (интонако) несколько провял, но еще не просох. Связующее красок составлялось из обезжиренного творога или сухого казеина, свежегашеной извести и воды. Суровые, холодные каменные стены замков оживляли не только при помощи хорошо знакомых нам гобеленов, но и посредством красочной росписи стен с изображением бытовых сцен, цветов и декоративных орнаментов. Даже внешние стены замков декорировались. Знаменитый лондонский Тауэр когда-то снаружи был очень даже ярким.

В эпоху Ренессанса расцвели все виды искусства, а техника росписи стен была отточена до такой степени, что многие из сохранившихся фресок этого периода и сегодня выглядят не хуже, чем в момент их создания. Художников Возрождения сегодня чтут во всем мире как столпов западного искусства, а их имена ассоциируются с общим прогрессом в развитии художественных школ и прикладных декоративных техник. С Джотто началась гуманизация живописи. Мадонна Джотто, в первую очередь, страдающая от горя женщина-мать, и только потом — Богоматерь. Человеческие фигуры на фресках Джотто написаны грубо и с массой неточностей, как на предметно-изобразительном рисунке. Но реалистичность образов не имеет в искусстве его столетия других аналогов. Мазаччо (1401–28) добился идеального изображения человека: человеческая фигура у Мазаччо гармонична, пропорциональна и убедительна. Линейная перспектива интерьера изображенной на фреске «Святая Троица» капеллы настолько точна, что, измерив пропорции рисунка, можно воссоздать практически аутентичный внутренний вид собора. На первый взгляд может показаться, что росписи стен монаха-домениканца Фра Анжелико (прибл. 1387–1455) опять возвращают нас назад к ортодоксальной традиции, от которой многие художники к началу XV века уже отказались. Однако это не так: «неподвижность» у Фра Анжелико — это уже вовсе не «оцепенелость»; любовь художника к изображаемому предмету и мастерство в технике позволили ему создать, по истине, совершенные фрески. Очищенные в ходе недавних реставрационных работ фрески выглядят сегодня так же великолепно, как и пять с половиной веков назад. Из всей росписи Возрождения наиболее известна роспись потолка Сикстинской капеллы Микеланджело Буонарроти (1475–1564). Но это не единственная фреска в Сикстинской капелле — стены капеллы расписывали многие художники. Большую часть покоев Ватиканского дворца расписывал Рафаэль Санти (1483–1520). На сводах Ватиканской галереи (Ватиканские ложи) можно увидеть так называемую «Библию Рафаэля», в состав которой входят 52 фрески. Большинство фресок выполнены на ветхозаветные сюжеты, но удивительно, что некоторых картины носят откровенно языческий характер, напоминая роспись стен раннего римского периода.

голоса
Рейтинг статьи
Ссылка на основную публикацию
Adblock
detector