Kts23.ru

АЗС оборудование
0 просмотров
Рейтинг статьи
1 звезда2 звезды3 звезды4 звезды5 звезд
Загрузка...

Joomla! Open Source Content Management

Joomla! Open Source Content Management

Термин, обозначающий один из самых знаменитых способов настенной росписи, произошел от итальянского слова fresco, что значит «свежий». Непосредственно фреской (а-фреско) называют живопись по сырой штукатурке водяными красками, которую нельзя путать с другим способом, применявшимся в то же время, но не получившим особого признания. Произведения, исполненные в этой технике, создавались на сухой штукатурке, что обусловило их название — а-секко (итал. secco — «сухой»). В эпоху Средневековья фресками назидательного содержания, например аллегорическими картинами в стиле пляски смерти расписывались стены надворных монастырских галерей, церковные паперти и даже фасады зданий.

История распространения настенной живописи

Фреска как способ изображения на стенах, сводах и потолках (плафонах) зданий была известна еще в древности. Египтяне, этруски и римляне украшали ею свои дома, дворцы правителей и храмы; многочисленные образцы настенных рисунков сохранились в развалинах Помпеев. Первые христиане расписывали места своих молитвенных собраний и гробницы, о чем свидетельствуют фрагменты фресок, найденные в римских и неаполитанских катакомбах. Из Рима этот живописный метод распространился в Византию, но не стал таким популярным, как в Европе.
Вместе с православной религией декорирование фреской пришло в Россию, где уцелели только единичные памятники этого древнего вида росписи. Стены главных киевских и новгородских церквей расписывались монументальными образами святых, создававшими особую атмосферу величия.
В странах Западной Европы во времена упадка римской цивилизации техника фресковой живописи утратила многие характерные черты; до периода раннего Средневековья продолжали снижаться мастерство исполнения и художественная ценность фресок.
В XIII—XIV веках лидером в сфере церковной живописи стала Италия. К этому времени усовершенствованная фреска вошла в творчество многих флорентийских и сьеннских мастеров: Гадди, Чимабуе и др. Великий Джотто ди Бондоне внес в нее монументальность и распространил данную технику среди своих многочисленных учеников. Благодаря совершенству работ итальянских живописцев этот способ рисования вошел в употребление сначала на всем Апеннинском полуострове, а затем во Франции, Англии и Германии.
Немецкие мастера создали прекрасные фрески, сохранившиеся в Брауншвейгском соборе, в кельнских храмах Святого Гереона, Святой Урсулы и Святого Куниберта.

Фреска Римская фреска, 40 30 г. до н. э.

Римская фреска, 40-20 гг. до н.э.

Фреска Святой Николай. Фреска Дионисия. Ферапонтов монастырь

Фреска Святой Николай. Дионисий, Ферапонтов монастырь

Техника создания фрески

Название способа произошло от самой сущности метода, когда мастер писал водяными красками по свежей, еще сырой штукатурке. Необходимым условием долговечности картины являлась хорошая подготовка поверхности. Эффект прочности и яркости красок основывался на неповторимом свойстве влажного цемента впитывать краски, заранее разведенные в воде. Колер не содержал клея или другого связующего вещества, но соединялся с основой в верхнем слое настолько прочно, что во многих случаях роспись сохранялась и после разрушения стены.
Подготовка рабочей поверхности производилась следующим образом: мастер брал заготовленную примерно за год известь и смешивал ее в воде с мелким кремниевым песком, предварительно очищенным от мусора. Полученный таким образом цемент наносился на каменную стену, заполняя все неровности так, чтобы внутри не оставалось воздушных пузырьков. Живописец мог приступать к работе только после полного испарения влаги, когда стена не имела мокрого блеска, но оставалась сырой. После просыхания первого слоя его поверхность скоблили, удаляя неровности, и вторично накладывали цемент. Толщина второго, менее грубого слоя не превышала 2 см. Выждав, пока вода испарится, мастер начинал тереть стену гладкой деревянной доской.
Третий слой влажного цемента служил собственно основой для живописи. Для предотвращения образования при высыхании трещин толщина слоя составляла не более 1 см. Он также требовал тщательного разглаживания штукатурной доской, что придавало поверхности ровный мелкозернистый вид. Обычно слой цемента накладывали несколько раз, последний — не раньше утра того дня, когда художник планировал начать роспись красками.
Исполнение фрески требовало много времени, в течение которого цемент успевал окончательно просохнуть и затвердеть. Поэтому последний слой наносили частями, всякий раз покрывая пространство стены, выделенное художником для ежедневной работы. Неиспользованный фрагмент грунта приходилось соскабливать, после чего стену снова покрывали цементом.
В росписи не применялся колер растительного и животного происхождения, так как он терял цвет, ложась на известь и глубоко проникая в нее. Средневековые мастера использовали исключительно минеральные краски, кроме сходных по химическому составу с известью (свинцовые белила). Ограниченный в выборе палитры живописец также осторожно выбирал технику написания. Он переносил рисунок на грунт при помощи прориси (картонная заготовка, повторяющая размеры и контуры будущей фрески), отмечая основные световые и теневые пятна картины. Точность письма обеспечивал цветной эскиз.
Сухие краски насыпались в небольшие глиняные горшочки и разводились в холодной воде. Мастер предусматривал незначительную потерю яркости при высыхании на пористой поверхности, поэтому приготавливал более насыщенный тон.
Исправить готовое произведение не представлялось возможным: в этом случае приходилось соскабливать рисунок вместе с основой и вторично накладывать сырой грунт. Однако допускалось вносить незначительные изменения, используя темперу (рисование натуральными эмульсиями — цельным яйцом, желтком, соками растений).
Несмотря на большие неудобства и длительный срок, фресковая живопись имела важные преимущества перед другими видами настенной и плафонной живописи.
Первое из них — большая прочность. Краски глубоко проникали во влажный грунт, высыхали вместе с ним, превращаясь в единое целое. Своеобразная кристаллическая корка не только не подвергалась вредному влиянию атмосферы и влажности, но и делалась со временем более крепкой от их воздействия.
Вторым достоинством метода а-фреско была матовая, слегка шероховатая поверхность картины, которая не давала бликов, что позволяло зрителю полностью просматривать произведение огромной величины.
Третье преимущество касалось масштабности картин. Художник работал очень быстро, уверенным и широким махом кисти, ему не оставалось времени на мелкие детали, поэтому фрески превосходно передавали ощущения и миропонимание мастера, его единство с героями росписи, словно фиксируя определенный момент эпохи.

Читайте так же:
Сколько дней сохнет штукатурка ротбанд

Новейшие фрески

Расцветом фресковой живописи в Италии считается XVI столетие, когда свои способности и знания в обширных монументальных работах выказывали художники флорентийской, римской и ломбардской школ. В то время мастера настенного рисунка поощрялись Папами Римскими, владетельными особами и вельможами, выступавшими в качестве покровителей и заказчиков. Гениальные Рафаэль и Микеланджело во многом заслужили славу своими фресками, расписывая ватиканские ложи, станцы, плафоны (Сикстинская капелла) и стены семейных усыпальниц. Вслед за ними в этой сфере искусства работали менее значительные творцы.
Последователи Микеланджело, не наделенные гениальностью учителя, оставили современникам произведения, являвшиеся лишь слабым подражанием. Они перенимали только недостатки мастера, определив вычурный стиль барокко, плохо сочетавшийся с одухотворенными евангельскими сюжетами. Фресковые плафоны Корреджо (пармские соборы и церковь Санта-Джованни-Эванджелиста) изумляли смелыми ракурсами и причудливой игрой красок. При многочисленных недостатках фрески-барокко также имели некоторые достоинства. Многие из них отличались эффектностью, техническим мастерством, к сожалению, забытым в новейшем искусстве.
В XVIII веке стараниями немецкого художника Р. Менгса фрески обрели былое величие, но интерес к этому сложному способу письма постепенно остывал. В то время мастера чаще прибегали к а-секко или масляной живописи. Только в начале XIX столетия заброшенное искусство начало возрождаться. Немцы Корнелиус, Овербек, Фейт и Шадов декорировали римскую резиденцию прусского консула Бартольди семью настенными картинами с эпизодами жития Иосифа. Затем они создали фрески на сюжеты эпических поэм: «Неистовый Роланд», «Освобожденный Иерусалим», «Божественная комедия», «Чудо святого Франциска с розами».
Баварский король Людвиг I пригласил из Рима этих немецких художников, заказав им отделку своего дворца, на несколько десятилетий сделав Мюнхен центром фрескового искусства. До настоящего времени сохранились картины на стенах баварской глиптотеки, капеллы Святого Людвига, в люнетах и аркадах южной стороны пинакотеки, в аркадах дворцового сада и в церкви Святого Бонифация. Самой прекрасной была роспись в старинном стиле по золотому фону, исполненная в церкви Всех Святых.
Замечательные фрески в стиле новой немецкой школы выполнили художники Мюкке, Лессинг, Плюндерман, Иттенбах, братья Мюллеры из Дюссельдорфа, Прешель, Преллер, Бендеман из Саксонии, Гогенбауер из Штутгарта, Эстерлей из Ганновера. В Вене фрески создавали многие художники, украсив Альтлерхенфельдскую церковь (мастер Блаз), Обетную церковь (Аауфбергер, Иобст, Верндле), новый оперный театр (Швинд, Энгерт). Удивительно, но в Италии это искусство ограничивалось холодными и скучными фресками Аппиани в Миланском королевском дворце и работами Бенвенути в куполе Флорентийского собора.
В Англии новейшие фрески имеются на здании парламента. Во Франции наиболее известны настенная картина «Апофеоз Гомера», роспись плафона Энгра и обширная картина П. Делароша на полуциркульной стене конференц-зала в Парижском училище изящных искусств, названная «Сонм великих художников всех времен и народов».

Грицак, Е.Н. История вещей от древности до наших дней /Е.Н. Грицак, М.И. Ткач.- М.:РИПОЛ КЛАССИК, 2003.- 608 с.

Альфрейные работы

К этому виду декоративно-отделочных работ относятся окраска и роспись внутренних помещений (и отчасти фасадов) производственных, общественных и жилых зданий. Для таких работ применяются различные художественно-технические приемы, например, живопись клеевыми и масляными красками, а также и фрески (т. е. живопись минеральными красками по сырой штукатурке, отсюда и название по-итальянски «альфреско» или «альфрейные» работы).

Описание техники и технологии альфрейных работ не входит в задачу настоящего пособия.

Ограничимся только тем, что непосредственно связано с вопросами композиции. В главе VI изложены основные сведения о цвете как элементе композиции, в первую очередь необходимые учащимся — альфрейщикам. Сведения, общие для всех специальностей, изложены в других главах этого пособия.

К специальным для альфрейщиков вопросам композиции должны быть отнесены задачи на членение стены и потолка помещения и примеры применения различных видов монументально-декоративной живописи.

Выясним прежде всего типы композиционных заданий, которые приходится решать мастеру-альфрейщику. Их можно определить прежде всего по месту, занимаемому декоративной живописью в общей архитектурной композиции. По этому признаку можно выделить:

  • тип сплошных декоративных росписей поверхности всех стен и перекрытий внутри здания, например росписи, подражающие обивке стен шелковыми тканями, или роспись стен и потолка орнаментами (рис. 133, а); , б) тип такой внутренней отделки здания, в которой декоративная живопись сочетается со скульптурой, с облицовкой части стен деревом, цветным камнем или другими материалами, российские натяжные потолки (рис. 133, б);
  • тип декоративной живописи на фасадах и внешней поверхности стен архитектурных сооружений (рис. 133, в).
Читайте так же:
Сколько сохнут маяки для штукатурки

Следует отметить, что в каждом типе декоративных росписей можно выделить части их композиции, привычно повторяющиеся в разные эпохи, в различных странах, в зданиях различного назначения. Так, например, композиционный прием членения стены комнаты на карниз, фриз, панно и панель, применявшийся художниками — мастерами декоративной живописи древней Греции и Рима, оказался настолько целесообразным, что этот прием бытует до наших дней и применяется даже при простейшей (без росписи) отделке стен комнат в общественных и жилых зданиях. В Помпеях (Италия, I век н. э.) работало несколько художественных мастерских — «школ», выработавших свои определенные правила, которыми строго руководствовались ученики.

Личная инициатива мастера проявлялась в способности комбинировать мотивы стиля этой «школы», развивать и варьировать их: в согласии с традицией.

Отзвуки четырех стилей декоративной росписи стен в Помпеях можно видеть и в отделке наших советских зданий. Один из этих стилей получил название инкрустационного. Сущность его заключается в том, что штукатурку, покрывающую стены комнаты, отделывают под мрамор, т. е. придают ей такой вид, что стена кажется облицованной мрамором. Живописец, таким образом, присоединяет свои усилия по декорированию дома к работе лепщика. Такой стиль знаком нам и по современным зданиям.

Другой стиль отказывается от лепных рельефов и берет только элементы живописи. Художник пишет на стене, вверх от панели, а то и от самого пола, пилястры, колонны; соблюдение пропорций и искусное распределение теней в такой живописи создает пространственную иллюзию, стена как бы исчезает, будучи заслонена живописью с изображением величавых сооружений, расположенных в нескольких пространственных планах.

Третий стиль является своего рода протестом против второго. Если второй стиль «зачеркивает» стену комнаты, закрывая ее перспективой уходящих вдаль зданий, пейзажа и людей, то третий стиль помнит, что стена есть прежде всего плоскость: никаких «проломов» стены этот стиль не допускает. Декорации этого стиля являются подражанием ковру, который повешен посредине стены. Художник включает в свои нарисованные ковры целые картины. Архитектурные мотивы, появляющиеся на коврах, кажутся «плоскими», имеют чисто орнаментальное значение.

Началом четвертого стиля следует считать попытку примирения ковра с перспективой — примирения, по существу, невозможного, так как перспектива «раскрывает» стену, а ковер ее «закрывает».

Архитектурные мотивы в этом стиле явно фантастичны, они соединены с коврами, посредине которых часто изображены летящие фигуры.

Мотивы росписи, типичные для первых трех помпейских стилей встречаются в современных нам росписях (рис. 133 и 134).

Фото декоративной живописи

133. Декоративная живопись:

а — роспись комнаты в Помпеях (I в. н. э.); б — древнерусский орнамент XVII в.; в — орнаментальное сграффито на фасаде дома Министерства лесной промышленности в Москве.

При композиции росписей плоских потолков обычно применяется один из следующих типов: а) вся поверхность потолка изображает небо с фигурами, расположенными по краям потолка, а иногда и летающими; б) потолок расчленяется на небольшие панно с отдельными картинами, с живописным или скульптурным орнаментом; в) на потолке изображается как бы надстройка, увеличивающая высоту помещения: возникают колоннады, перекрытые сводами или куполами, и т. п. (см. рис. 24, 74, 77. 78).

Фото советской декоративной живописи

134. Советская декоративная живопись:

а, б— части плафона фойе партера Центрального театра Красной Армии; в—часть одного из панно станции «Измайловская» московского метро.

Разумеется, содержание и стиль декоративных росписей стен зданий изменялись на протяжении веков в разных странах при различных общественных отношениях людей.

На рис. 134 показаны образцы орнамента росписей в советских зданиях.

Учитывая, что сведения по композиции, важные для альфрейщиков, изложены во всех других главах этого пособия, рекомендуем им внимательно изучить содержание этого пособия и выполнить все упражнения живописного порядка.

Следует отметить, что даже специальные разделы пособия с описанием мебели, лепных работ, мозаики, стекла, пластмасс и пр. должны быть внимательно изучены альфрейщиками, потому что мебель, а часто и другие виды отделочных работ будут находиться в непосредственном соседстве с альфрейными работами и их нельзя не учитывать при проектировании и выполнении альфрейных работ.

Техники монументальной живописи

Нажмите, чтобы узнать подробности

Фреска. Под фреской сегодня часто подразумевают любую декоративную интерьерную роспись, незави­симо от того, в какой технике она выполнена, будь то масляная, клеевая или темперная живопись. Фреско­вая роспись известна еще со времен Древней Греции, хотя само название произошло от итальянского (тез- со, что значит "свежий”. Она выполняется разведен­ными на воде минеральными красками по свеженанесенной известковой штукатурке. Во времена Ренессанса ее называли a fresco (афреско), что оз­начает "писать по свежей штукатурке”. Из всех живо­писных техник эта самая сложная, так как требует от художника высокого мастерства: писать нужно быст­ро (пока штукатурка влажная) и сразу правильно, так как ничего исправить нельзя. Также нужно учитывать, что на сырой стене краски выглядят иначе, нежели на сухой. Поэтому многие художники, профессионально владеющие маслом и темперой, в этой технике рабо­тать не могут.

Читайте так же:
Силикатная окраска водными составами внутри помещений по штукатурке

Фресковая роспись, с одной стороны, обеспечивает силу и чистоту цветового тона (кроме воды в краску не вводят никаких добавок), а с другой – высокую прочность и долговечность (краска затекает при еще влажной шту­катурке во все имеющиеся на поверхности мельчайшие неровности и поры и химически закрепляется с содер­жащейся в штукатурке известью).

Фресковую живопись выполняют на каменных или кирпичных стенах, связанных известковым раствором, на деревянных оштукатуренных стенах – при условии, что штукатурка имеет значительную толщину. Штукатурку, ис­пользуемую в качестве грунта наносят не на кирпич, а на ранее уложенное основание. Последнее наносят в два слоя (нижний называется набрызг, верхний – накрывка). Нижним слоем выравнивают поверхность основа­ния. Накрывку наносят перед началом выполнения жи­вописи только на том участке, который предполагается расписать. Штукатурный грунт делают из тощего изве­сткового раствора. В качестве наполнителя используют промытый речной песок средней фракции.

Когда необходима гладкая мелкозернистая поверх­ность, накрывку наносят в два или три слоя: первый тол­щиной 10-12 мм, второй, через полчаса после первого, толщиной 1,5-3,5 мм. Последний левкасно-шпатлевочный слой делают из смеси равного количества извести- теста и мраморной муки, затворенных до консистенции и шпатлевки. Когда для росписи требуется общий цвето­вой фон, в раствор накрывочного слоя добавляют пиг­менты в количестве до 10 % общего веса извести.

Большинство выпускаемых порошкообразных пиг­ментов для фресковой живописи перед употреблением необходимо измельчить, чтобы при нанесении на грунт они прочно соединялись (пылинки должны войти в сос­тав образующейся на поверхности штукатурки твердой корочки). Краски не просто смешивают с водой, а рас­тирают до исчезновения комочков.

Роспись масляными красками. Как показал много­вековой опыт, масляная живопись в меньшей степени, чем другие, пригодна для росписи. Она представляет со­бой плотный непроницаемый слой краски, препятству­ющий самовентиляции стены. Этот недостаток требует спе­циальной подготовки стены, поддержания температурно-влажностного режима в помещении для за­щиты живописи от воздействия влаги, которая может скапливаться внутри и стать причиной разрушения изоб­ражения. Пример тому история росписи Леонардо да Винчи "Тайная вечеря”. Во времена Ренессанса худож­ники, писавшие маслом,тщетно искали средства против изменения и разрушения живописи под влиянием сырос­ти стен. Несмотря на то что в тот период процветала фресковая и темперная роспись, Леонардо да Винчи предпочел масло, так как оно позволяло растянуть про­цесс работы. Несмотря на тщательную по тем временам подготовку поверхности стены, большая часть шедевра разрушилась – в основном от сырости. Еще один недос­таток масляной росписи – блестящая поверхность, кото­рая мешает рассматривать изображение со всех точек по­мещения. Но, несмотря на очевидные недостатки, такой росписью часто украшали стены.

Подготовка стен и потолков под живопись масляны­ми красками ничем не отличается от подготовки под вы­сококачественную окраску. Предварительно выров­ненную и оштукатуренную поверхность нужно отшлифовать, чтобы она была гладкой, а фактура мел­козернистой. Лучше всего для этой цели подходит из­вестковая штукатурка. Она обязательно должна быть сухой

Просохшую штукатурку можно пропитать линоленовой кислотой, раствором углекислого аммония или цинкового купороса, льняным маслом, покрыть масля­ным грунтом или олифой. Но лучше вообще не писать по штукатурке, а отделить роспись от стены, вмонтиро­вав в последнюю плиту (размером с роспись) из шифе­ра (свободного от железного колчедана) и аспида, ме­таллический лист (олово, медь, алюминий), деревянную плиту или линолеум. В некоторых случаях на штукатур­ку наклеивают полотно. Наклейку производят на про­олифленную поверхность, еще дающую некоторый от­лип. Вначале смоченное в олифе полотно крепят на гвоздях, затем приглаживают ладонями или валиком к стене, совершая движения руками от центра к краям. В отдельных случаях роспись наносят на основание, прикрепленное на подрамнике к стене, оставив между ними некоторое расстояние. В качестве основания ис­пользуют льняной холст средней толщины и плотнос­ти, без узлов и редин. Подрамник делают из сухого де­рева. Холст натягивают равномерными усилиями от середины к краям, а затем грунтуют.

Роспись выполняют художественными масляными красками в тубах. Основные дефекты масляных роспи­сей – жухлость, то есть потеря блеска и насыщенности цвета, трещины. Основные причины происходящего – пористый грунт, который поглощает масло из красок, чрезмерное количество летучих растворителей, нало­жение краски на недостаточно просохший предыдущий слой, наложение чрезмерно толстых слоев краски, ста­рение покрасочной пленки. Образовавшиеся жухлые места устраняют, пропитывая их маслом, либо покрыва­ют их специальными лаками.

Роспись клеевыми красками. Клеевая живопись, как и фреска, относится к самым древним. Ввиду простоты выполнения, сравнительной дешевизны материалов, а также красивого, воздушного и в то же время бархатис­того тона она до сих пор пользуется популярностью. Несмотря на некоторые недостатки, в условиях нор­мальной эксплуатации зданий она сохраняется надол­го и не теряет первоначальной свежести. Связующие клеевых красок – растворимые в теплой воде сорта живот­ного клея (костяного или рыбьего). Клеевую живопись легко смыть или размыть водой. Главный ее враг – по­вышенная влажность воздуха в помещении (при ней клей теряет связующие способности). Добавки квас­цов в колер делают клеевую пленку водостойкой, но изменяют свойства краски: она становится тягучей, что затрудняет работу. Избыток клея снижает живописные качества колера, ведет к трещинам и шелушению. Чем меньше клея содержит раствор, тем красивее и звучнее получается краска.

Читайте так же:
Системы для нанесения штукатурки

Клеевые росписи выполняют непосредственно по штукатурке или холсту, приклеенному к ней. Некоторые художники пишут на холсте, натянутом на подрамник. За­тем холст наклеивают на поверхность стены или потол­ка. Наклеить готовое произведение непросто, ведь жи­вопись этого рода не так эластична, как масляная или темперная. Поэтому возможно появление трещин или отслоение красок от основания. В целях повышения эластичности в клеевой раствор вводят немного мучно­го клейстера, глицерина или олифы.

Перед тем как приступить к росписи по штукатурке, на нее наносят раствор мыла или медного купороса в следующих пропорциях: на 16 л воды берут 1 кг мыла и на то же количество воды -1,2 кг медного купороса. Раст­воры наносят в горячем виде. После высыхания сверху накладывают белый грунт. Работая с клеевыми краска­ми, необходимо помнить, что при высыхании они значи­тельно светлеют, как и все водные краски.

Восковая живопись. Техника живописи восковыми красками довольно древняя. Воск является весьма стой­ким веществом и в обычных условиях может долгое время сохраняться без изменения. В отличие от масла воск не окисляется, в нем не образуются трещины, он не раст­воряется в воде, даже не смачивается ею. Недостаток вос­ка – горючесть. В эфире, скипидаре, бензине воск раст­воряется без нагревания, а в жирных маслах – при нагревании.

Чаще всего применяют два способа восковой живо­писи: горячий (пигменты сначала затирают на расплав­ленном воске, затем расплавляют восковую краску на спе­циальной палитре и горячим металлическим инструментом наносят на поверхность) и холодный (восковые краски наносят кистью в холодном виде). В качестве связующе­го применяют восковые растворы или эмульсии.

Основанием для восковой живописи служат дерево, штукатурка, пластмасса, камень, не имеющие отполиро­ванной поверхности. Грунтовка не обязательна.

Темперная живопись. Ввиду своих достоинств тем­пера наряду с фреской пользовалась большой популяр­ностью в средние века и во времена Ренессанса, причем вследствие трудоемкости последней эти два способа не­редко применяли в одном произведении. В зависимос­ти от состава связующего вещества темпера имеет то большую, то меньшую плотность и потому в различной мере закрывает поры стены (но все же меньше, чем мас­ло) и имеет различный тон.

Для росписи лучше всего подходит яичная и казеино­вая темпера. Старинный рецепт темперы для росписи: цельное яйцо, некрепкий винный или столовый уксус (пиво, хлебный квас, разбавленное водой вино) в коли­честве, равном объему яйца.

Для росписи стен используют также казеиновую темпе­ру различного состава, причем темпера, содержащая мень­шее количество масел и смол, считается более подходящей. Она имеет более легкий и воздушный тон и в меньшей сте­пени препят вует "дыханию” стен. Казеиновая темпера об­ладает высокой клеящей способностью. Она хорошо свя­зывается с поверхностью материала, на который наносится, поэтому требует крепкой штукатурки и плотного грунта, так как в противном случае может сорвать поверхность.

Краску наносят на известковую штукатурку, которая может состоять из двух слоев. Первый включает круп­ный песок и известь, второй – толченый мрамор (про­пущенный через мелкое сито) и известь; или на одну часть извести берут две части алебастра; или алебастр смешивают с толченым мрамором. В результате полу­чается гладкая поверхность, отличающаяся белизной.

Чтобы не возиться со штукатуркой, на стену можно наклеить холст с готовой росписью или чистый холст под роспись. Живопись темперой, выполненная на холс­те (из льняной или пеньковой мелкозернистой ткани), приклеенном к штукатурке (клейстером на ржаной му­ке, в который вводятся канифоль и щелочь, увеличива­ющие клейкость), обладает большой прочностью. В слу­чае необходимости ее можно снять со стены или потолка и перенести в другое место. Холст средней плотности грун­туют один раз толстым слоем. Если нужно получить иде­ально гадкую поверхность, холст грунтуют три-шесть раз (тонким слоем яичного или казеинового эмульсионного грунта с небольшим содержанием масла), а затем шли­фуют грунт наждачной шкуркой.

Живопись современными красками. Поскольку ин­терес к росписи не угасает, современные художники стремятся найти более простые способы, не уступающие традиционным ни в качестве, ни в долговечности. При­мером тому может служить силикатная живопись. В этом случае в качестве связующего для красок используют стекло определенного состава (кремнекислый калий). Оно имеет вид сиропообразной бесцветной или окрашен­ной жидкости, хорошо разводимой водой, обладающей клеящей способностью. Палитра силикатной живописи тождественна фресковой. Правда, при фиксировании краски несколько темнеют.

Читайте так же:
Смотреть мастер класс венецианской штукатурки

Иногда художники используют краски, предназна­ченные для окраски внутренних стен – латексные, водо- эмульсионные, водно-дисперсионные, водно-эмульси­онные, акрил-дисперсионные, водно-латексные, но ча­ще акриловые, для художественных работ, имеющие ши­рокую палитру. Последние не блекнут со временем и даже становятся ярче. В зависимости от количества раст­ворителя или воды получается эффект масляной, гуаше- вой или акварельной краски. По окончании работы изоб­ражение покрывают матовым или полуглянцевым акриловым лаком, создающим защитный слой. Сегодня художники, как правило, не пишут прямо на стенах, а используют в качестве основы картон, фанеру, подрам­ник с натянутым холстом. Такие произведения живопи­си можно перенести в другое помещение или дом в слу­чае перемены места жительства.

Венецианский стиль на потолке с помощью фрески

Роспись цветными минеральными красками по сырой штукатурке известна с незапамятных времен. Археологи обнаружили храмы и святилища датированные более чем двумя тысячелетиями до нашей эры. Уже тогда фреска на потолок была широко распространена не только в религиозных сооружениях, но и для украшения жилищ зажиточных горожан.

Современная отделка потолка

Что такое фреска

Метод разрисовки храмовых сооружений по сырым стенам получил наибольшую популярность в эпоху Возрождения. Но рисунок, нанесенный на штукатурку натуральными красителями, на уровне роста человека быстро истирался, поэтому художники начали переносить фрески на потолок.

Иногда, для прочности, в красящий состав добавлялись яйца. Потолочные фрески пропитывались смесью воска и натуральных масел для получения более яркого изображения и закрепления их на поверхности.
Роспись потолков было делом не дешевым, на протяжении веков фрески на потолке были способны оплатить только довольно богатые храмы и состоятельные люди, если решали использовать такое украшение для своего дома.

Потолочная фреска популярна и в наше время.

Современные технологии позволяют использовать метод нанесения рисунков на потолок по вполне доступным ценам.

Использование в наши дни

Стоит отметить, что роспись по сырой штукатурке в наши дни хорошим художник обошлась бы не дешево. Поэтому технология, конечно же изменилась. Тем более, если раньше были использованы только рисунки с религиозной тематикой, то современные изображения могут быть любой направленности.

Фреска в виде карты мира на потолочном перекрытии

Это может быть картина знаменитого живописца или небесный свод с белыми пушистыми облаками, а кому-то по душе придутся изображения географических карт или специально обработанные фотографии.

Основное правило нанесения фрески на потолок — не переборщить и сделать изображение естественным, вписывающимся в общий интерьер помещения. Возможно необходимо сделать соответствующее обрамление архитектурными конструкциями в виде декоративных бордюров или установить дополнительную подсветку.

Для изготовления современных фресок используют тончайшего вида песчаные смеси с различными пигментами и клеящими связующими составами.

Смесь наносится на основу специальным оборудованием методом цифровой печати. Монтируются современные фрески для потолка простым наклеиванием, как обойные полотна.

Виды переноса изображения

Один из бюджетных вариантов — фреска на холсте. Она выполняется из специального песка, натуральных красителей и клеящего состава. На подготовленный холст наносится изображение, которое специальным способом можно состарить. Выпускаются как рулонные рисунки, так и в раме, которые легко смонтировать в нужном месте.

Единственным недостатком можно считать то, что его нельзя мыть.

Фрески на самоклеящейся основе изготавливают методом цифровой печати. Такие изображения можно наклеивать и на потолок, и на стены. При монтаже необходимо снять пленку с изнанки и приклеить материал в нужном месте.

Основной недостаток — основание для наклеивания должно быть идеально ровным, так толщина пленки невелика и не сможет замаскировать неровности потолка.

Изображения на флизелиновой основе позволяет переносить на материал любые сюжеты, оставить их в первозданном виде или состарить рисунок. Наклеиваются на поверхность при помощи клея для флизелиновых обоев. Позволяет оформить таким способом большие площади.

Изображения на жесткой основе выполняется на специальных материалах, размером не превышающим 1,5х3 м. Приобрести можно рисунок можно как в рулоне, так и в раме. Фрески на штукатурке выполняются на специальной гибкой основе. Благодаря такому методу нанесения они не растрескиваются и не осыпаются. В этом случае применяются специальные, экологически чистые красители.

Преимущества перед другими видами отделки

В интерьере отделки помещений этот вид получает все большую популярность. Они намного практичней, чем ручная роспись.

Кроме того необходимо отметить:

  1. простоту монтажа на поверхность;
  2. в сравнении с ручной росписью обходятся намного дешевле;
  3. срок изготовления всегда согласовывается с заказчиком в компании изготовителе;
  4. можно нанести любое изображение, как естественное, так и состаренный вариант;
  5. устойчивы к яркому солнечному свету, со временем не выгорают;
  6. рисунок наносится безопасными красителями;
  7. нанесение изображения производится таким способом, что его не отличить от ручной работы.

Стоит отметить, что во всем нужно чувство меры и фреска должна вписаться в общее дизайнерское решения помещения.

голоса
Рейтинг статьи
Ссылка на основную публикацию
Adblock
detector